• Ефименкова, Людмила Николаевна - Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопе

    16.04.2024

    Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

    Цель данного пособия - помочь учителю-логопеду организовать и провести диагностические мероприятия, а также спланировать коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста.

    Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии. В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.

    Книга адресована логопедам общеобразовательных и специальных школ разного типа; учителям начальных классов и преподавателей русского языка; студентам и родителям.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

    Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

    Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

    Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей...

    Использование современных подходов планирования и организации воспитательной работы

    Организация воспитательной работы в условиях введения ФГОС. Формирование у студентов общих компетенций....

    Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

    Цель данного пособия - помочь учителю-логопеду организовать и провести диагностические мероприятия, а также спланировать коррекционную работу с детьми младшего школьного возраста.

    Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии. В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.

    Книга адресована логопедам общеобразовательных и специальных школ разного типа; учителям начальных классов и преподавателей русского языка; студентам и родителям.

    ВВЕДЕНИЕ 4

    Часть 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте 6

    1. Инструктивное письмо 7

    2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8

    3. Должностные инструкции логопеда 9

    4. Программы обучения 16

    5. Годовой план работы логопеда 17

    6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся 28

    7. Паспорт логопедического кабинета 28

    8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий 28

    9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени 32

    10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу 34

    11. Речевые карты 37

    12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга 39

    13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года 44

    Часть 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте 49

    1. Речевые пробы и система их оценки 51

    Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР 67

    Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР 68

    2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников 69

    Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70

    Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70

    3. Речевая карта младшего школьника 70

    Часть 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91

    1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией 94

    Артикуляторно-акустическая дисграфия 94

    Акустическая дисграфия 94

    Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза 95

    Аграмматическая дисграфия 96

    Оптическая дисграфия 96

    2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии 97

    Артикуляторно-акустическая дисграфия 97

    Акустическая дисграфия 103

    Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза 110

    Аграмматическая дисграфия 114

    Оптическая дисграфия 120

    Введение

    Отправляя ребенка в первый класс, каждый из родителей надеется на то, что его малыш будет успешен в талантлив. Однако это не всегда соответствует действительности. Уже на начальных этапах обучения большинство детей испытывают трудности в овладении родным языком.

    В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности. Существует ряд речевых проблем, которые можно решить только в рамках специальной речевой школы, однако таковых незначительное количество, и напротив, огромное количество детей имеет речевые проблемы, которые возможно решить в рамках общеобразовательной школы.

    В связи с переходом на интегрированное обучение возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательного учреждения. Это касается как проблем дифференциальной диагностики, так и разработки методов и приемов коррекционной работы.

    Цель логопеда логопункта - оказание логопедической помощи учащимся, имеющим отклонения в развитии устной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной речи. К таким нарушениям относятся: общее недоразвитие речи (ОНР), фонематическое недоразвитие речи (ФН), фонетическое недоразвитие речи (ФН), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН), а также различные виды дисграфии и дислексии. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую).

    Цель данного пособия - помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.

    Пособие состоит из трех частей. В первой части рассматриваются основные нормативные документы, которыми может руководствоваться учитель-логопед школьного логопункта. Необходимо отметить, что в зависимости от региона, в котором работает учитель-логопед, могут быть внесены изменения в список представленных документов (может меняться их количество, вид рекомендованных существующих документов и так далее), однако выполнение требований и рекомендаций основных нормативных документов неоспоримо.

    Все представленные образцы документов были разработаны и апробированы как самим автором в ходе практической деятельности, так и большим количеством логопедов различных районов города Самары и Самарской области в течение продолжительного времени.

    Во второй части пособия предлагается программа по преодолению пяти форм дисграфии.

    В третьей части рассматривается система коррекционной работы по всем пяти формам дисграфии.

    Книга может вызвать интерес у широкого круга лиц:

    Логопедов общеобразовательных и специальных школ разного типа;

    Учителей начальных классов и преподавателей русского языка;

    Студентов дефектологического факультета;

    Логопедов дошкольных учреждений (для осуществления взаимосвязи);

    Родителей, чьи дети имеют подобные нарушения.

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

    Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда

    Доступные файлы (1):
    n1.rtf 2579kb. 17.02.2014 17:14 скачать

    n1.rtf

    Л. Н. Ефименкова Г.Г.Мисаренко
    ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ

    КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА

    НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ

    ПОСОБИЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДА
    Рекомендовано главным учебно-методическим управлением общего среднего образования

    Гособразования СССР
    МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991
    ББК 74.3 Е91

    Рецензент: методист кабинета дефектологии МГИУУ А. Г. Кулагина, Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г.

    Е91 Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М.: Просвещение, 1991.-239 с: ил.- 15В^ 5-09-003511-3.

    Пособие предназначено логопедам, учителям начальных классов и администрации общеобразовательных школ, при которых работают логопункты, а также родителям.

    Е 4310010000-542

    103(03)-91

    Инф - ПИСЬМО-91" № 233 ББК 74.3

    15В\ 5-09-003511-3

    © Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г., 1991

    В основу данной книги положен многолетний опыт работы логопедов-практиков, работающих на школьных логопедических пунктах.

    До настоящего времени логопеды-практики испытывают значительные трудности в организации логопедической работы. Это объясняется тем, что учитель-логопед, как правило, обслуживает три-четыре школы, расположенные в разных местах района, и часто вынужден работать на логопункте и параллельно в школе, наиболее удаленной от него.

    Кроме того, на логопедический пункт попадают дети, разные по возрасту и с различными речевыми нарушениями, а имеющиеся инструкции не раскрывают в должной мере сущность организации логопедического процесса.

    Коррекционная работа проводится параллельно с обучением детей в школе, поэтому учитель-логопед должен работать в тесном контакте с учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня и администрацией школы, при которой находится логопедический пункт. В связи с тем что практически отсутствует логопедическая пропаганда средствами массовой информации, работники общеобразовательных школ, районных (городских) отделов и управлений народного образования зачастую не имеют правильного представления о целях и задачах логопедической работы.

    Учитывая это, авторы стремились наиболее четко и конкретно осветить весь логопедический процесс (организацию рабочего времени учителя-логопеда, включая каникулярное время, комплектование групп и подгрупп, контингент зачисляемых на логопедический пункт учащихся и т. д.).

    Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах - в усвоении ими грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне, с другими учениками овладевать школьными знаниями.

    Стр.3
    Книга состоит из трех разделов.

    В I разделе «Организация логопедического процесса» показана организация рабочего времени учителя-логопеда. Подробно освещаются вопросы распределения учебной нагрузки, принцип комплектования групп и подгрупп с учетом возраста и речевых нарушений учеников, даются примерные образцы расписания работы с группами и подгруппами, определяется содержание работы учителя-логопеда в каникулярное время. Здесь же предлагаются единые образцы видов документации, ее ведения, уточняются сроки хранения всех видов документации на логопедическом пункте.

    Существующая ныне методика обследования устной речи учащихся не удовлетворяет логопедов-практиков, поскольку она требует индивидуальных форм обследования. Учитывая большое количество детей, многообразие имеющихся у них речевых нарушений, учитель-логопед не в состоянии глубоко и тщательно в отведенное для обследования время изучить поступающих на логопедический пункт детей. Поэтому он или не укладывается в сроки, отведенные для обследования, или проводит обследование формально, что неизбежно отражается на качестве логопедической работы, поскольку именно обследование устной и письменной речи учащихся является определяющим этапом для всей последующей учебно-коррекционной деятельности.

    Авторы предлагают принципиально новый подход к изучению учащихся, рекомендуя проводить обследование фронтально. Фронтальная форма обеспечивает более глубокое изучение речевых возможностей ребенка, способствует быстрейшему установлению контакта логопеда с ребенком и значительно сокращает время обследования.

    Кроме того, предлагаемая авторами форма общей речевой карты позволит учителю-логопеду более четко увидеть картину речевых нарушений, которые имеются у учащихся, зачисляемых на логопедический пункт, и правильнее скомплектовать их в группы и подгруппы.

    Предлагаемая форма 4 общей речевой карты сокращает объем документации, полностью, исключая существующие ныне громоздкие индивидуальные речевые карты детей. Паспортные и анамнестические данные учащихся заносятся на небольшие по формату индивидуальные карточки, которые заполняются с одной стороны родителями учеников, что значительно сокращает время работы учителя-логопеда с документацией.

    В этом же разделе, учитывая многообразие речевых нарушений, авторы предлагают содержание и методы обследования каждого вида речевых нарушений.

    Раздел II посвящен методической работе учителя-логопеда.

    Стр.4
    В нем подробно освещается связь учителя-логопеда с учителями начальных классов, с логопедами, работающими в дошкольных учреждениях, с родителями учеников, зачисленных на логопедический пункт, а также взаимосвязь школьных логопедов. Здесь же показано, какое значение имеет пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей.

    В разделе III «Содержание и методы коррекционной работы» систематизированы методы коррекционной работы с группами учащихся 1-х классов, обучающихся по программе 1-х (IV) и 1-х (III) и имеющих общее недоразвитие речи, и с группами учащихся 2-х классов, обучающихся по программе 1-х (IV) и 1-х (III) и имеющих нарушение письма.

    Материал иллюстрируется по всем темам разнообразными заданиями.

    Таким образом, разделы I и II данной книги представляют собой подробные комментарии к имеющимся инструктивным документам, а раздел III предлагает новый подход к проведению учебно-коррекционной работы с детьми, страдающими нарушениями речи.

    Стр.5

    ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ЛОГОПЕДА

    Поскольку логопедические пункты работают, как правило, при общеобразовательных школах, начало и окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют установленным в школах нормам. Продолжительность очередного отпуска для учителей-логопедов также соответствует продолжительности очередного отпуска учителей общеобразовательных школ.

    По существующему порядку к логопедическому пункту прикрепляются 25 начальных классов, в число которых входят все начальные классы школы, при которой расположен логопедический пункт, и школы (или школ), расположенной поблизости.

    Учебная нагрузка учителей-логопедов составляет 20 академических часов в неделю. (Приказ Министерства просвещения СССР № 94 от 16 мая 1985 года и Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, пункт 87, подпункт Б.)

    После выхода из очередного отпуска до 1 сентября учитель-логопед проверяет состояние оборудования логопедического кабинета: технических средств обучения, освещения и т. п.; осматривает наглядные и учебные пособия и приводит их в рабочее состояние; готовит необходимую документацию и наглядно-речевой материал для обследования учащихся. При необходимости учитель-логопед пополняет свой арсенал наглядно-учебных пособий, выписывая их в Учколлекторе или изготовляя самостоятельно. В эти же дни логопед знакомится с личными делами учащихся, вновь зачисленных в школы, прикрепленные к логопедическому пункту.
    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

    Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Для этого учитель-логопед проводит обследование устной речи учеников, принятых в первые классы школ, прикрепленных к логопункту, и письменную речь тех учеников 2-4-х классов, которые перешли в прикрепленные к логопункту классы из других школ. В это же время учитель-логопед уточняет списки групп, предварительно скомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4-х классов.

    Стр.6

    Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.

    В течение второй недели сентября учитель-логопед проводит вторичное углубленное обследование устной речи тех детей, которых он отобрал для занятий на логопункте в ходе предварительного обследования. Вторичное углубленное обследование устной речи детей проводится в логопедическом кабинете или же в любом удобном помещении прикрепленной к логопункту школы в течение второй половины дня, т. е. после уроков.

    Регулярные занятия на логопедическом пункте проводятся с 16 сентября по 15 мая.

    Последние две недели мая (с 16 по 31 мая) отводятся для обследования устной и письменной речи учащихся 1-3-х классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.

    Методы и приемы обследования устной и письменной речи учеников подробно освещены в разделе «Организация и методы обследования устной и письменной речи учащихся».

    Вся организационная работа учителя-логопеда, проведенная с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, фиксируется на соответствующей странице «Журнала учета посещаемости».
    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ОТВЕДЕННОГО НА УЧЕБНО-КОРРЕКЦИОННУЮ РУБОТУ.

    К 15 сентября учитель-логопед заканчивает обследование устной и письменной речи учеников, окончательно комплектует группы, подгруппы, определяет количество учеников для индивидуальных занятий и на основании этого составляет расписание занятий и перспективные планы работы с каждой группой учащихся.

    Расписание занятий составляется, исходя из следующих временных параметров:

    время занятия с группой учеников 1-х классов-35 минут, с группой учеников 2-4-х классов - 45 минут;

    время занятий с подгруппой - 20-25 минут;

    время индивидуальных занятий - 15-20 минут с каждым учеником.

    Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между подгрупповыми занятиями - 5-10 минут. Этот промежуток времени учитель-логопед может использовать для проверки письменных работ, выполненных учениками на занятии, учета и

    (Учащиеся 4-х классов не обследуются в связи с тем, что они переходят в среднюю школу).

    Стр. 7
    анализа допущенных ошибок, чтобы при планировании следующего занятия предусмотреть работу по исправлению этих ошибок, а также для другой работы по своему усмотрению: логопед может проводить группу детей и развести их по классам или, наоборот, собрать группу детей (это бывает необходимо в первые месяцы работы с первоклассниками, особенно 6-летнего возраста), подготовить доску или разложить наглядный и раздаточный материал к следующему занятию и т. п.

    Количество рабочих часов в день логопед определяет в зависимости от режима работы школ, прикрепленных к логопункту (односменный или двухсменный), от количества групп и подгрупп, от наличия филиала и т. п.

    Обязательным условием является проведение логопедических занятий после уроков. Ученики, не посещающие группы продленного дня, приходят на занятия из дома. Учеников, которые посещают группы продленного дня, воспитатели групп продленного д..я направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Это расписание должно быть известно воспитателям и находиться в каждой группе продленного дня1.

    Расписание логопедических занятий составляется таким образом, чтобы каждая группа учеников занималась 3 раза в неделю, желательно в одно и то же гремя. Особенно это касается групп учеников 1-х классов. Занятия с группами учеников 3-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, а также занятия со смешанными группами учеников 2-3-х и 3-4-х классов, имеющих нарушение письма, обусловленное несформированностью фонематических процессов, можно проводить 2 раза в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения в подгруппах и индивидуально проводится по усмотрению логопеда 1-3 раза в неделю в каждой подгруппе или с каждым учеником в зависимости от тяжести речевого дефекта.

    Примечание: принимая во внимание особый режим учебного дня учеников 1-х (IV) классов и их возрастные психологические особенности, целесообразно проводить занятия с группами этих учеников после дневного сна, т. е. после 16 часов.

    РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПЕРИОД ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ

    Время школьных каникул всегда бывает заполнено различного рода мероприятиями, которые организуют и проводят учителя.

    Воспитатели групп продленного дня не вправе задерживать ребенка или не

    пускать его на занятия к логопеду по причине медленного выполнения им домашнего

    задания или любой другой причине. Так же как и учитель начальных классов не

    может самостоятельно решать, должен ли его ученик посещать логопедические

    занятия или нет. Если у логопеда возникают конфликты подобного рода, он сообщает

    докладной запиской о неправомочных действиях воспитателя или учителя директору

    школы, а в случае непринятия должных мер - инспектору районного отдела народного образования.

    Стр. 8

    Некоторые ученики уезжают на время каникул в лагеря, дома отдыха, на экскурсии и т. п., поэтому логопедические занятия во время каникул не проводятся.

    В течение осенних каникул учитель-логопед проводит обследование состояния письменной речи учеников 2-4-х классов по письменным работам, для того чтобы выявить детей-дисграфиков и проконтролировать учеников, ранее занимавшихся на логопедическом пункте. При наличии свободных мест в группе с нарушением письма ее пополняют новыми учениками.

    В период зимних каникул учитель-логопед обследует состояние письменной речи учеников 1-х (IV) классов по прописям и тетрадям. Кроме того, он пополняет оборудование логопедического кабинета необходимыми для работы наглядными пособиями, учебными таблицами, плакатами и т. п., посещает районный (городской) методический кабинет и коллег-логопедов для обмена опытом работы, проводит беседы и консультации для родителей учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

    В том случае, если в районе логопедического пункта нет специализированных логопедических дошкольных учреждений (или логопедических групп при массовых детских садах) и нет логопеда в районной детской поликлинике, учитель-логопед оказывается единственным специалистом-логопедом в районе, поэтому во время весенних каникул в школе он проводит обследование детей в ближайших к логопедическому пункту детских садах. Он проверяет состояние устной речи детей, которые осенью придут в школу. Учитель-логопед выявляет детей с нарушениями речи и делает соответствующую запись в обменных медицинских картах.

    Если в районе школы есть другие специалисты-логопеды (в дошкольных учреждениях или детской поликлинике), то в дни весенних каникул целесообразно провести методобъединение между логопедами школьных логопедических пунктов и логопедами дошкольных учреждений для разработки мероприятий по осуществлению преемственности в работе школьных и дошкольных логопедов.

    Кроме перечисленной выше работы, в дни школьных каникул учитель-логопед по мере необходимости консультирует учеников, занимающихся на логопедическом пункте, у врачей-специалистов (психоневролога, невропатолога, отоларинголога), приглашает для консультации по отдельным трудным детям более опытных коллег-логопедов или обращается за помощью в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук СССР. При этом необходимо учесть, что консультация ребенка у любого врача-специалиста возможна только с согласия и в присутствии одного из родителей или лица, их заменяющего. Если родители или лицо, их заменяющее, дают свое согласие на консультацию, но присутствовать во время нее не могут, логопеду необходимо иметь письменное заявление о том, что родители разрешают учителю-логопеду самому показать ребенка врачу-специалисту (с обязательным указанием, какому именно специалисту).

    Стр.9

    Учитель-логопед может использовать каникулярное время для проведения логопедической пропаганды среди родителей и населения района.
    РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ИЮНЕ.

    Июнь - самое удобное время для повышения профессионального уровня учителей-логопедов. Поэтому районным (городским) методическим кабинетам и Институтам усовершенствования учителей целесообразно организовывать в июне месячные курсы-семинары для обмена передовым опытом работы. Подобные семинары могут быть организованы и старшими логопедами в своих районах. Учителя-логопеды могут посещать такие семинары, организованные в других районах.

    Организация логопедической работы

    Организация коррекционно – логопедической работы на школьном логопункте осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

    Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения (логопедические заключения):

    «Общее недоразвитие речи» (ОНР);

    «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

    «Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

    «Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

    «Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

    «Нарушение звукопроизношения».

    Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

    Место логопедических занятий в учебном плане

    Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.

    Занятия с обучающимися на логопедическом пункте проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

    Коррекционно – логопедические занятия проводятся как индивидуально, так и в группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 мин., индивидуального – 20 мин.

    Количество логопедических занятий по коррекции речи

    Коррекция нарушений звукопроизношения:

    от 35 до 90 занятий в зависимости от количества нарушенных звуков и тяжести нарушений подвижности и строения артикуляционного аппарата

    Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения:

    I этап – max 85 занятий;

    II этап – max 65 занятий;

    III этап – max 70 занятий.

    Цель логопедических занятий

    Основная цель – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении , посредством коррекции и профилактики речевых нарушений на логопедических занятиях.

    Задачи логопедических занятий

    Основными задачами являются:

    Развитие звуковой стороны речи (произношение; звуковой анализ и синтез, дифференциация звуков по звонкости-глухости, твердости-мягкости; звуко – слоговая структура слов);

    Развитие лексического запаса и упорядочение грамматического строя речи;

    Формирование связной речи;

    Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

    Формирование полноценных учебных умений и навыков;

    Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

    Образовательные технологии и методики в логопедической работе

    В процессе реализации программы на логопедических занятиях применяются следующие образовательные методики и технологии:

    Методики

    Методика Агранович З. Е.

    Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.

    Методика Каше Г.А., Филичевой Т.Б.

    Методика Корнева А. Н.

    Методика Лалаевой Р. И.

    Методика Садовниковой И. Н.

    Методика Ястребовой А. В.

    Технологии

    Технология логопедического обследования.

    Технология коррекции звукопроизношения.

    Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

    Технология развития интонационной стороны речи.

    Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

    Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

    Технология логопедического массажа.

    Технология дифференцированного обучения (технология уровневой дифференциации).

    Игровые технологии.

    Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

    Технологии развивающего обучения (ТРО).

    Технология поэтапного формирования умственных действий.

    Межпредметные связи

    При составлении тематического планирования учитывались межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, психолингвистика, психодиагностика, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.

    Тематическое планирование

    Тематическое планирование составляется с учётом современных требований к коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и образованию в целом, представленных в Федеральном образовательном стандарте.

    В качестве основы тематического планирования можно применить:

    Инструктивно – методическое письмо «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе». Составители Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М.: 1996г.

    Программа Каше Г.А., Филичевой Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)». М.: Просвещение, 1978г.

    Методические материалы Богомоловой А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов». М.: 1979г.

    Похожие статьи