• Имя существительное. Что такое морфологический разбор слова: пример на всех частях речи Письменный разбор существительного как часть речи

    16.03.2024

    Урок русского языка в 3 классе (УМК «Перспектива»)

    Учитель: Шуринова О.М.

    Класс: 3 Г

    Тема: «Разбор имени существительного как часть речи»

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Цели:

    Актуализировать знания о понятиях «имя существительное», «признаки имени существительного».

    Ввести алгоритм разбора существительного как части речи.

    Познавательные умения:

    Раскрывать значение понятий «имя существительное», «признаки имени существительного» и использовать их в активном словаре;

    Различать постоянные и изменяемые признаки имени существительного и обосновывать своё мнение.

    Регулятивные умения:

    Выполнять учебное действие, используя алгоритм.

    Коммуникативные умения:

    Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога.

    Предметные умения:

    Рассказывать о постоянных и изменяемых признаках существительного;

    Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

    Определять в предложении существительные;

    Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм.

    Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина, презентация к уроку в формате PowerPoint 2013, карточки-помощники

    ХОД УРОКА

    1 ЭТАП Самоопределение к деятельности

    Цели деятельности

    Ситуативное задание

    Планируемый результат

      Мотивировать учащихся к изучению темы.

    Давайте расскажем о себе (СЛАЙД1):

    Мы умные!

    Мы дружные!

    Мы внимательные!

    Мы старательные!

    В третьем классе учимся,

    У нас всё получится!

    На доске слова(СЛАЙД2): глазки, угольки, нос, морковка, ведро, голова, метла.

    Какое задание я хочу вам предложить? Что вы можете рассказать об этих словах? Ответы детей. Составьте рассказ о каждом слове (работа в группе). Проверка. Что заметили? У каждого свой порядок. Как вы думаете необходим ли порядок? Ответы детей. Сформулируйте тему урока и цели.

    (СЛАЙД3)

    Личностные умения:

      проявлять интерес к изу­чению темы

    Регулятивные умения:

      формулировать тему урока

      ставить цель

    Коммуникативные умения:

      формулировать

    понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

    2 ЭТАП Учебно-познавательная деятельность

    Цель деятельности

    Учебные задания

    Планируемый результат

    Цели:

      Ввести алгоритм разбора имени существительного как часть речи.

    Сейчас мы обратимся к информационному столу. Какая информация будет для важной?

    Информационный стол

    Схема. Рассмотрите схему. Что можете рассказать? (СЛАЙД 4)

    Получили ли мы нужную информацию? Как схема поможет нам научится разбирать существительное? Какие признаки постоянные (непостоянные)?

    Предметные умения:

    Регулятивные умения:

    Выполнять учебное действие в соответствии с планом;

    Коммуникативные умения:

    Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

    Учить:

    Определять в предложении существительные;

    Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

    Выполнять учебное действие, используя алгоритм

    Рассмотрим, как записывать в тетради разбор (СЛАЙД5):

    Аня и Ваня записали предложение и сделали разбор:

    Мы остановились около школы.

    (около) школы-сущ., нач.форма-школа, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., Р.п.

    На что нам нужно обратить внимание при разборе?

    (СЛАЙД 6)

    Работа по зонам.

    А теперь попробуем сами выполнить разбор имени существительного. Кто хочет самостоятельно сделать разбор и потом проверить себя, будет работать в зоне «достижений». Кому нужна моя помощь, будет работать в зоне «сомнений».

    Зона «сомнений»:

    (вместо) носа-

    (на) голове-

    (с) метлой-

    Зона «достижений»: с.42 упр 75 с последующей самопроверкой.

    (из)окна-сущ.,Нф.-окно, нариц.,неодуш., с.р., ед.ч., Р.п.

    улицу-сущ.,Н.ф.-улица, нариц., неодуш., ж.р., ед.ч., В.п.

    красками-сущ., Н.ф.-краска, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п.

    Самопроверка: Какие ошибки вы допустили?

    Кто запомнил алгоритм разбора слова? Важен ли порядок?

    Предметные умения:

    Разбирать существительное как часть речи.

    Регулятивные умения:

    Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Коммуникативные умения:

    Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

    Учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога;

    Адекватно использовать речь для представления результата.

    Учить:

    Определять в предложении существительные;

    Разбирать существительное как часть речи, используя алгоритм;

    Выполнять учебное действие, используя алгоритм

    Аня и Ваня выполнили домашнее задание. Давайте проверим, справились лиони с работой. Игра «Самый внимательный» (работа в группе)

    Проверьте, верно ли разобраны имена существительные. Исправьте ошибки.

    На сосне мы увидели пёстрого дятла . Я захотел найти его гнездо .

    (на) сосне-сущ., Н.ф.-сосне, собств., неодуш., ж.р., ед.ч., Д.п.

    дятла-сущ., Н. ф.-дятлы, нариц., одуш., м.р., ед.ч., Р.п.

    гнездо- сущ., Н.ф.-гнездо, нариц., неодуш., ср.р., И.п.

    Какое существительное разобрали правильно?

    Какой совет вы бы дали ребятам?

    Предметные умения:

    Разбирать существительное как часть речи.

    Регулятивные умения:

    Ориентироваться в разных способах выполнения задания

    Коммуникативные умения:

    Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

    Учить:

    Рассказывать алгоритм разбора существительного как части речи;

    Составление алгоритма «Разбор имени существительного» (работа в группе)

    Проверка. (СЛАЙД 7)

    Предметные умения:

    Знать алгоритм разбора имени существительного

    Регулятивные умения:

    Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

    Коммуникативные умения:

    Конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    3 этап Рефлексивная деятельность

    Цель деятельности

    Самоанализ и самооценка ученика

    Планируемый результат

    Учить:

      соотносить получен­ный результат с постав­ленной целью;

      оценивать результат учебной деятельности.

    Самоанализ (СЛАЙД 8)

    «Закончите предложения»:

    1. Мне важно научиться разбирать имя существительное как часть речи, потому что... (СЛАЙД 9)

    2. Чтобы разобрать имя существительное, надо...

    (СЛАЙД 10)

    Самооценка

    «Закончите предложение»:

    Я... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

    Личностные умения:

      оценивать результат

    собственной деятельно­сти.

      Регулятивные умения:

    соотносить поставлен­ную цель и полученный результат деятельности.

    Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.

    Что такое морфологический разбор имени существительного?

    Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

    Как разобрать существительное как часть речи?

    Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

    • 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
    • 2. Начальная форма , морфологические признаки:
      • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
      • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
    • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

    Примеры морфологического разбора существительных

    Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

    «Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».

    Андрей

    ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

    • 1. Андрей – существительное (кто?).
    • 2. Начальная форма – Андрей;
      • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
      • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
    • 3. Подлежащее.

    Кофе

    • 1. Кофе – существительное (что?).
    • 2. Начальная форма – кофе;
      • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
      • 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
    • 3. Дополнение.

    Из чашки

    • 1. Чашки – существительное (из чего?).
    • 2. Начальная форма – чашка;
      • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
      • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
    • 3. Обстоятельство.

    Разбор слова как части речи иначе называют морфологическим. С ним знакомятся уже в школе, изучая отдельные части речи. В первую очередь это вид разбора призван педагогами развивать у учеников логическое мышление, прививать языковые навыки. Морфологический разбор помогает усвоить основные сведения обо всех частях речи, научиться отличать их друг от друга, не путать понятия «часть речи» и «член предложения». Подобное явление встречается иногда даже в старших классах и на лингвистических факультетах, однако, безусловно, умеющие производить разбор слова как части речи никогда не спутает существительное с подлежащим.


    Разбор слова как части речи в школе выполняет серьёзную функцию: таким образом материал максимально закрепляется, в процессе осуществления разбора, когда ученики по очереди анализируют разные слова, происходит повторение всех тем раздела. Например, разбирая глагол как часть речи после изучения темы «глагол», школьники повторяют все его основные категории: возвратность, переходность, вид, спряжение, наклонение, время, лицо, число и род. Именно разбор слова как части речи является эффективным практическим занятием, развивающим языковые навыки и умения.

    В вузовской практике разобрать слово как часть речи несколько сложнее, поскольку там морфологический разбор производится по более сложной схеме, учитывается большее количество языковых факторов, категории рассматривают подробнее.

    В каждом вузе могут быть свои требования к морфологическому разбору, его сущности и оформлению, поэтому поступающим на филологические специальности нужно узнавать стандарты разбора в конкретном образовательном учреждении.

    Уметь определять часть речи, категории необходимо, чтобы грамотно излагать свои мысли.

    Основные требования к разбору слова как части речи

    Как же разобрать слово как часть речи? Обозначим основные требования к разбору в целом, независимо от того, какой частью речи оно является.

    Морфологический разбор , как и любой другой тип языкового разбора, должен производиться по чёткому конкретному плану. Даётся алгоритм, которому необходимо следовать. Нельзя указывать категории в произвольном порядке. Например, если школьник сначала называет, в каком числе употреблено существительное, а о категории одушевлённости/неодушевлённости говорит только в конце анализа, из этого сразу можно сделать вывод: ученик плохо ориентируется в категориях, не знает, какие из них являются постоянными, а какие – изменяемыми. Знание правильного порядка разбора обеспечивает лучшее запоминание категорий и их связи, последовательный анализ каждого слова как представителя определённой части речи.

    Порядок разбора везде одинаков.

    1. Сначала указывается словоформа разбираемого слова. Это та форма, в котором слово фигурирует в контексте, без каких либо дополнительных изменений. Морфологическому анализу подвергают слова, представленные в отрывке текста.
    2. Затем указывается начальная форма слова. Для каждой части речи она определяется индивидуально. Например, у существительного это именительный падеж единственного числа.
    3. Третьим пунктом нужно обозначить общее грамматическое значение слова. У существительных – значение предмета, у глаголов – действия, у прилагательных – значение признака предмета, у числительных – количества и т.д.
    4. Затем определяют грамматические категории. Сначала все постоянные признаки слова, а потом – изменяемые. Грамматические категории индивидуальны для каждой части речи. Их следует указывать в определённом порядке.
    5. Последний пункт морфологического разбора – определение синтаксической функции слова. Это имеет большое значение именно для разбора слова как части речи, хотя зачастую школьники считают, что требование не вполне относится к морфологии и больше уместно в разделе «синтаксис». На самом же деле именно по синтаксической функции слова в предложении можно иногда точно выяснить, какой частью речи оно является. Тем более, данное требование позволяет связать различные разделы русского языка, создать единую языковую картину.
      Разбор слова как части речи. Требования к морфологическому разбору конкретных частей речи
    К разбору каждой части речи предъявляются индивидуальные требования, поскольку у всех частей речи свои категории, которые необходимо указывать в строго определённом порядке. Так выглядят классические требования к разбору слова как части речи.

    Имя существительное

    1. Указывается словоформа.
    2. Пишется начальная форма: слово нужно поставить в именительный падеж и единственное число.
    3. Затем определяются лексико-грамматические категории. Постоянные: собственное или нарицательное, неодушевлённое или одушевлённо, род, тип склонения. Изменяемые: число и падеж. Определяются непостоянные признаки по словоформе в контексте.
    4. Синтаксическая роль.
    Имя прилагательное
    1. Словоформа.
    2. Начальная форма. Слово ставится в именительный падеж и единственное число, употребляется в мужском роде.
    3. Определяются признаки слова. Постоянные: разряд по значению (прилагательные бывают качественными, относительными и притяжательными); степень сравнения (бывает, но только у качественных прилагательных); краткая или полная форма (у качественных).
    4. Непостоянные признаки: падеж, число и род.
    5. Синтаксическая функция в предложении.
    Имя числительное
    1. Словоформа.
    2. Начальная форма. Определяется в зависимости от разряда числительного по значению. Начальная форма количественных, собирательных и дробных числительных – именительный падеж. Начальная форма порядковых числительных – именительный падеж, единственное число, мужской род.
    3. Указываются постоянные признаки (категории) имён числительных: разряд по значению (количественное, дробное, порядковое, собирательное); разряд по морфологической структуре (составное, сложное, простое).
    4. Определяются изменяемые признаки, то есть, в какой форме употреблено числительное в данном контексте. Нужно написать падеж, число, род числительного, если оно обладает этими признаками.
    5. Обозначается роль в предложении.
    Местоимение
    1. Указывается форма слова, в которой оно употреблено в контексте.
    2. Определяется начальная форма местоимения. Слово нужно поставить в мужской род, единственное число и именительный падеж, если это возможно.
    3. Затем пишут постоянные признаки местоимения как части речи. К ним относятся разряд по значению, группа по соотношению с другими частями речи и лицо для личных местоимений. Разряды местоимений по значению: неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные, притяжательные, личные и возвратное местоимение себя. Группы по соотношению с прочими частями речи: местоимения-наречия (наречные местоимения), местоимения-числительные, местоимения-прилагательные и местоимения-существительные.
    4. Потом указывают непостоянные признаки местоимений: число, род и падеж, если они есть.
    5. Определяется синтаксическая функция в предложении.
    Наречие
    1. Наречие – неизменяемая часть речи, что следует отдельно указать в процессе осуществления морфологического разбора. Поэтому достаточно обозначить саму языковую единицу, то есть слово.
    2. Категории наречия – разряд и степень сравнения (если она есть). Наречия делят на следующие разряды: наречия образа действия, цели, причины, времени, меры и степени, места. Степени сравнения бывают сравнительными и превосходными. Например, строжайше – превосходная степень, строже – сравнительная.
    3. Указывается роль в предложении.
    Слова категории состояния
    Данная часть речи обладает единым признаком, не изменяется, всегда является сказуемым в безличных предложениях. Грустно. Солнечно.

    Глагол

    1. Обозначается словоформа.
    2. Глагол ставится в неопределённую форму (инфинитив). Например: писал – писать.
    3. Определяются постоянные категории глагола как части речи: спряжение, вид (совершенный или несовершенный), возвратность (возвратные глаголы имеют постфикс -ся или –сь), переходность.
    4. Непостоянными признаками глагола являются наклонение, время (у глаголов изъявительного наклонения), число, лицо и род. Все категории нужно написать, если они имеются.
    5. Затем указывается синтаксическая функция.
    Причастие
    1. Пишется словоформа.
    2. Определяется начальная форма, для этого причастие нужно поставить в именительный падеж, мужской род и единственное число.
    3. Затем указывают постоянные признаки причастия: залог (страдательный или действительный), форма (краткая или полная), время, вид и возвратность.
    4. Непостоянные признаки причастия: число, род, падеж.
    5. Роль в предложении.
    Деепричастие
    Это неизменяемая часть речи. Указывают только вид и возвратность, а также синтаксическую функцию.

    Иногда разбору подвергают служебные части речи.
    Предлоги делят на непроизводные и производные (образованные от другой части речи).

    Союзы бывают сочинительными (разделительные, противительные, соединительные) и подчинительными (изъяснительные, сравнительные, следственные, уступительные, условные, целевые, причинные, временные).

    Частицы принято подразделять на формообразовательные, указательные, отрицательные, усилительные, восклицательные, вопросительные, утвердительные, ограничительные, уточняющие, сравнительные и частицы, выражающие сомнение.

    Междометие является обособленной частью речи, не входя ни в служебные, ни в самостоятельные части речи. Его разбору не подвергают.

    Нюансы и особенности разбора слова как части речи в вузе
    В вузовских разборах филологи описывают категории более подробно. Части речи анализируют в свете детального изучения языка в целом. Наиболее сильно отличается морфологический разбор глагола. Отдельно указываются основы: основа инфинитива и основа настоящего времени. По ним определяется класс глагола, всего имеется пять классов. В категориях времени выделяют абсолютное и относительное время. Например, определяют четыре подкатегории настоящего времени: неактуальное, абстрактное, комментирующее, изобразительное. Будущее время может быть конкретным, результатом настоящего, постоянным, обозначать повторяющееся в настоящем действие, невозможное в настоящем действие.

    У существительного иначе выделяют типы склонения: субстантивные (местами меняются 1 и 2 склонение), адъективные (так склоняются конверсивы, то есть прилагательные как существительные), смешанное склонение. Есть несклоняемые существительные – они также выделяются иногда в отдельное, четвёртое, склонение.

    Каждому падежу в вузовских разборах присваивают своё значение: субъектное, объектное, обстоятельственное или определительное.

    Анализируя числительное, в вузах зачастую определяют тип связи с существительным, падеж главного существительного. Говоря о прилагательных и их формах сравнения, выделяют синтетические и аналитические формы сравнительной и превосходной степени.

    Существуют и другие нюансы анализа слова как части речи, но все они индивидуальны, зависят от точки зрения конкретного учёного, программы вуза.

    1. Назови часть речи.

    2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п.)

    3. Укажи постоянные признаки: одушевленное-неодушевленное, собственное-нарицательное, род, склонение.

    4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число (не по нач.форме)

    Пример: На поляну выбежал заяц.

    (На) поляну – сущ., поляна, нариц., неодуш., ж.р., 1скл.,

    ед.ч., П.п., обстоят.

    Морфологический разбор имени прилагательного

    1. Назови часть речи.

    2. Запиши слово в начальной форме (ед.ч, И.п., м.р.).

    3. Укажи постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

    4. Укажи непостоянные признаки: падеж, число,

    род (не по нач. форме)

    5. Укажи, каким членом предложения является.

    Пример: За высоким забором стоял дом.

    (За) высоким (забором) – прил., высокий,

    качест., ед.ч., Т.п., м.р. опред.

    Обращение.

    Обращение - слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

    На письме обращение выделяется запятыми.

    Например:

    Колобок , спой свою песенку еще разок.

    Эта пара , царь , моя и хозяин тоже я.

    Мы , Муренка , с дедом в лес пойдем!

    В добрый путь вам , господа.

    Обращение не является членом предложения .

    Слова с удвоенными согласными.

    ПП – группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит.

    КК – хоккей, аккуратный, аккорд.

    ЖЖ – дрожжи, вожжи, жужжать.

    ЛЛ – коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, бюллетень, баллада, баллон, иллюзия, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Кирилл, Алла.

    ММ – грамматика, телеграмма, сумма, килограмм, Эмма, Римма, симметрия, грамм, орфограмма

    НН – тонна, аннотация, ванна, осенний, Анна, весенний, ранний, Сюзанна, утренний, теннис, колонна, юннаты, Геннадий, Инна.

    СС – масса, касса, шоссе, класс, комиссия, пассажир, рассказ, ссора, бассейн, компромисс, компресс, пресс, профессор, ассистент, режиссёр, кросс, прогресс, процесс, рессора, миссия, русский, российский, классик, Россия, Одесса.

    РР – корреспондент, территория, терраса, коллекция, террор.

    ББ – суббота.

    Правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов Пишете ь в конце

      существительных женского рода 3-го склонения : дочь , тишь , ночь

      наречий : прочь , наотмашь Исключения : уж , замуж , невтерпеж

      глаголов в неопределённой форме: жечь , стричь

      глаголов в повелительном наклонении: спрячь - спрячьте

      глаголов во 2-м лице единственного числа: учишь , смотришь

    Не пишете ь

      в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН: ночка , дочка , денщик , нянчить

      у существительных мужского рода в ед.ч. с основой на шипящую: нож, плющ

      у существительных в родительском падеже множ. ч.: туч, рощ, пожарищ

      прилагательных в краткой форме: могуч

    Многозначные слова - этослова , которые имеют несколько лексических значений. Помимо прямого значения в многозначных словах дается толкование переносного значения. Пример: Золотой – 1) сделанный из золота; 2) - имеющий цвет золота; 3) - имеющий ценность золота

    Омонимы - это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Пример: Шишка - 1) на ёлке; 2) – на лбу

    Синонимы - слова, близкие по своему значению, но разные по написанию. Пример: Шагать -1) идти; 2) – топать

    Антонимы - слова, имеющие противоположные Пример: хороший – плохой; добрый -злой

    Буква и после ц в корне слова. Буква ы на конце существительных

    В корне слова после ц пишется буква и: цифра, циркуль, цирк, панцирь.

    Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и слова, от них образованные (цыганский, цып-цып, цыплячий и др.);

    В окончаниях существительных после ц пишется буква ы: молодцы, леденцы

    Сложные слова

    Сложные слова -это слова, которые состоят из двух корней.

    В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются о и е . П осле твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц) пишется буква о, например: тепловоз, атомоход. После мягких согласных, а также ж, ш, ц пишется буква е , например: землетрясение, пешеход, птицелов.

    Основное в морфологии - понимание внутренних механизмов формирования словесной формы.

    Любой образец морфологического разбора существительного учитывает это условие.

    Словоформа - результат согласования слова с другими частями речи. Взаимодействуя, слова частично изменяют состав друг друга.

    Поэтому морфологический анализ существительного - это в первую очередь идентификация его морфем. И уже исходя из морфемного состава анализируют следующие показатели:

    • характеристика как части речи;
    • постоянные и непостоянные признаки;
    • взаимосвязь с другими членами предложения.

    Главное, чему следует уделить внимание при разборе существительного, - это способ формирования слова и его связь с членами предложения.

    Поэтому перед анализом следует:

    1. Выделить контекст, в котором употребляется слово;
    2. Проанализировать структуру этого слова (из каких морфем состоит);
    3. Отдельно разобрать каждый признак.

    И лишь потом можно переходить к плану.

    Последовательность разбора существительных

    План морфологического разбора существительного имеет четкую иерархию:

    1. Выявляем начальную форму;
    2. Определяем постоянные признаки:
    • собственное или нарицательное;
    • неодушевлённое или одушевлённое;
    • склонение и род.
  • Выясняем непостоянные черты:
    • множественное или единственное число;
    • падеж.
  • Характеризуем роль в предложении.
  • Рассмотрим морфологический разбор существительного на примере слова «автобус»:

    «В автобусе ехала приятная на вид дама».

    1. Определяем часть речи: существительное, обозначающее предмет;
    2. Задаем вопрос: «в чём?» - «в автобусе»;
    3. Выявляем начальную форму: «автобус»;
    4. Описываем постоянные черты: является неодушевлённым, нарицательное, мужского рода, 2-го склонения;
    5. Выделяем непостоянные черты: число - единственное, падеж - предложный;
    6. Выявляем синтаксическую роль: в данном контексте имеет роль обстоятельства места.

    Анализ должен проводиться в строгой последовательности.

    Основные правила, которым необходимо следовать

    Главное первое правило - вне контекста разбор слова осуществлять нежелательно.

    Именно поэтому морфологический разбор существительного онлайн - не всегда удачная идея. Машина не может проанализировать контекст.

    Например, слово «печь» может быть как глаголом, так и существительным. Следовательно, и подход будет разным.

    Правило второе - семантическое значение слова играет второстепенную роль.

    Так, можно сказать следующим образом: «Существительное - это вещь, живое существо, место или идея». Но насколько удачно такое определение?

    Например, «аппетит» - это существительное. Но оно не является ни живым существом, ни местом, ни вещью, ни идеей.

    Поэтому в морфологическом разборе принято воспринимать часть речи как структурную единицу. Другими словами, существительное характеризуется исходя из двух принципов:

    1. Его позиция в предложении;
    2. Его внутренняя структура.

    Таким образом, следует брать во внимание конкретную синтаксическую роль, которую выполняет существительное.

    Похожие статьи