• Методика обследования фонематического восприятия. II. Обследование фонематических процессов Методики обследования фонематического восприятия у дошкольников

    16.04.2024

    Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».

    Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

    Просмотр содержимого документа
    «Обследование фонематического восприятия»

    Обследование фонематического восприятия

    Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение - в «решетке фонем».

    Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».

    Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

    Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

    Ф. в. Может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, но в ряде случаев встречается самостоятельное проявление фонематического недоразвития при благополучном формировании остальных сторон речи.

    Недоразвитие ф.в. является одним из ведущих факторов риска возникновения дисграфии и дислексии в процессе школьного обучения. Поэтому обследование ф.в. является обязательным разделом обследования речи детей дошкольного возраста и предшкольного, даже если у этой группы детей не диагностировались нарушения речи.

    Обследование начинается с того, что детям предъявляются для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные, которые он може произносить. Для детей младше 5 – 5,5 лет предлагаются для прослушивания и воспроизведения 2 слога, для детей старше 5-5,5 лет – 3 слога. Количество слогов в каждом случае зависит от уровня развития ребенка. В эти слоги включаются согласные, которые наиболее часто страдают на письме, противопоставленные по признакам мягкости – твердости, звонкости-глухости, месту образования, способу образования.

    В обследование включаются прямые слоги, в которых представлено чередование согласных, причем чередование пары дается несколько раз. Каждый раз в ряду слогов меняется порядок их следования (са-ша-са, са-са-ша, ша-са-ша).

    При обследовании ребенок и логопед сидят друг напротив друга, рот логопеда закрыт экраном. Логопед предъявляет слоги в более замедленной форме, четко произносит их, не утрируя, голосом средней громкости. Ребенок должен повторять ряды слогов в точном соответствии с образцом, только после того, как логопед закончит слоговой ряд. Не допускается сопряженное проговаривание ряда. В случае проявления затруднений можно изменить условия предъявления материала: уменьшение количества слогов до двух; изменение скорости и громкости произнесения; увеличение уровня контроля и мотивации (внимательно послушай и повтори за мной, а потом мы с тобой поиграем)

    Если ребенок не повторяет слоги, то это свидетельствует о несформированности произвольной деятельности (сознательная постановка цели и ее реализация) и несформированности фонематического слуха первичного генеза.

    При проведении данного обследования можно использовать картинки. Для детей, имеющих отклонения в формировании произносительной стороны речи, видоизменяется набор оппозиционных звуков.

    Детям предлагается различение тех оппозиционных звуков, которые пропускаются, смешиваются, заменяются в их собственной речи, поэтому в задания включают различение свистящих и шипящих, сонорных р и л.

    При заполнении протокола обследования и речевой карты логопед отмечает все пары, которые ребенок различает нечетко, а в индивидуальном плане к речевой карте – пути коррекции, способствующие качеству различения.

    У детей предшкольного возраста состояние фонематического анализа (определение позиции звука в слове, количества гласных/согласных звуков в слове, ударение, количество слогов) изучается через возможность услышать наличие или отсутствие звука в слове. Ребенку предлагается классифицировать материал с точки зрения наличия заданного звука в слове. При этом может изучаться возможность выделений 1 звука или пары оппозиционных звуков. Данный тест имеет несколько уровней сложности:

    1 уровень. Наиболее сложное задание, при котором ребенок молча работает с картинками. Ребенку даются картинки, в названии которых сожержатся определенные звуки и предлагается разложить эти картинки на соосветствующие группы. В ходе выполнения упражнений у детей активизируются внутренние представления об образах слов.

    2 уровень. Задание аналогично первому, но ребенку разрешается проговаривать слова вслух, прежде чем определить, к какой группе эта картинка относится. В этом задании реализуется сочетание артикуляционных кинестезий и слуховых образов слов.

    3 уровень. Совместная работа ребенка с логопедом. Ребенок берет картинку, ее название проговаривает логопед, затем ребенок, после чего ребенок пытается определить наличие данного звука в слове и классифицировать эти картинки.

    4 уровень. Логопед произносит слова, ребенок слушает, и с помощью условного звука (хлопка), он отмечает слова, в которых присутствует данный звук.

    5 уровень. Ребенку предлагается проговорить слово и определить, есть заданный звук в слове или нет.


    Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребёнку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идёт по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые - родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Создавая новые интенсивные программы развивающей работы с ребёнком необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно - психических затрат ему это будет стоить. Любые попытки сократить дошкольный период жизни как «предварительный», «ненастоящий» нарушают ход индивидуального развития ребёнка, не позволяют ему использовать все возможности, которые предоставляет данный возраст для расцвета его психики и личности.

    Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка на следующий, очень важный этап его жизни - поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счёта).

    Проблема готовности ребёнка к школьному обучению рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдаётся уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, операциональных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребёнка в учебную деятельность.

    В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой, Е.В. Мальцевой, А.Р. Лурия. Методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Она удобна для:

    Диагностики;

    Уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

    Построения системы индивидуальной коррекционной работы;

    Комплектования групп на основе общности структуры нарушений речи;

    Отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

    Структура методики: экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

    Серия I - Исследование сенсомоторного уровня речи:

    Проверка фонематического восприятия - 5;

    Исследование состояния артикуляционной моторики - 5;

    Звукопроизношение - с максимальным балом - 15;

    Проверка сформированности звукослоговой структуры слова -5;

    За всю серию наивысшая оценка - 30 баллов.

    Серия II - Исследование грамматического строя речи: пять видов задания. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание использовать целиком. Максимальное число баллов - 30.

    серия III - Исследование словаря и навыков словообразования: название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Максимальное число баллов - 30.

    Серия IV - Исследование связной речи: рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число баллов - 30.

    Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 %, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырёх уровней успешности.

    VI уровень - 100-80%;

    III уровень - 79,9-65%;

    II уровень - 64,9-45%;

    I уровень - 44,95% и ниже.

    Высчитав процентное выражение успешности каждой серии, вычерчивается индивидуальный речевой профиль: фонематическое восприятие; артикуляционная моторика; звукопроизношение; звуко-слоговая структура слова; грамматический строй речи; словообразование; связная речь.

    ФФНР типично сочетание нарушений произношения и восприятия фонем родного языка. Отличительным признаком является незаконченность процесса формирования произношения и восприятия звуков, различающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. В то же время, поскольку развитие речи взаимосвязано с такими психическими процессами, как память, внимание, восприятие различной модальности, мышление, у детей наблюдается большой диапазон индивидуальных различий, характеризующих уровень как речевого, так и психофизического развития, которые следует учитывать в осуществлении коррекционно-развивающей работы.

    Первичное обследование дошкольников с ФФНР и составленный на его основе «Индивидуальный речевой профиль» позволяет наглядно и убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с ФФНР, обнаружить связи между выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями коррекционного воздействия (см. таблицу № 1).

    Для оценки состояния речевых и неречевых функций и процессов у дошкольников с ФФНР использовался количественный метод обработки данных (баллльно-уровневая система оценки, затем переведённая в проценты). Следует подчеркнуть, что количественная оценка и составленный на её основе индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых процессов и функций у дошкольника с ФФНР ни в коей мере не заменяют речевую карту, направленную на качественный анализ полученных результатов обследования. Сочетание количественного и качественного подходов может обеспечить объективную картину состояния речи у ребёнка с ФФНР.

    Исследование проводилось на базе детского сада № 64 с нарушениями опорно-двигательного аппарата в период с 15 октября 2009 г. по 27 ноября 2010г. Дети находятся в детском саду по направлению ПМПК.

    В группе 12 детей с ФФНР

    Сопоставление речевых профилей детей позволяет более четко и обоснованно подтвердить наличие общих кардинальных нарушений фонетики и фонематики, характерных для ФФНР, и показать, что выраженные индивидуальные различия не выходят за рамки этой категории. В основном успешность детей характеризуется III уровнем, что свидетельствует о нетяжелом системном речевом дефекте - элементы ОНР т.е. несформированность отдельных сторон речи. Это чрезвычайно важно для организации фронтальной и индивидуальной работы.

    В результате проведения большого объёма экспериментальной работы, основанной на развёрнутом обследовании речевых и неречевых функций и процессов, были получены среднегрупповые данные. Наиболее неблагоприятной стороной является сенсомоторная. Страдает как фонематическое восприятие, так и артикуляционная моторика (2), что является основой для звукопроизносительного дефекта (3).

    Состояние грамматического структурирования (5), навыков словообразования (6), связной речи (7) приближается к уровню нормы.

    На основании представленных результатов можно сделать вывод, что используемая комплексная система обследования позволяет приблизиться к пониманию механизмов фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников. Установление ведущего фактора в структуре дефекта необходимо для обоснованного выбора средств оптимальной коррекционно-развивающей работы. Все перечисленные параметры имеют количественное выражение, что придаёт сравнению более конкретный и наглядный характер, более отчетливо выявляет зоны сходства и различий результатов.

    Широкая распространённость и стойкость фонетико-фонематического нарушения речи, его отрицательное влияние на усвоение чтения и письма позволяет считать поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта одной из наиболее значимых задач логопедического воздействия.

    Основные проявления, характирезующие ФФН:

    ** Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук "ть": "тюмка" вместо "сумка", "тяска" вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка";

    ** Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", "лыба" вместо "рыба", "фуба" вместо "шуба";

    ** Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит "старял стл.

    Характеристика детей с ФФН

    В подготовительные группы для детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи принимают детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и нормальным интеллектом. В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.

    Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем.

    Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звонкие заменяются глухими, Р и Л звуками Л" и И, с звуком Ш или Ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т.е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками Т, Т", Д, Д". Дети произносят “тамолет” вместо “самолет”, “тапка” вместо “шапка”, “коды” вместо “козы” и т. д.

    В других случаях не произошел процесс дифференциации звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук Ш вместо Ш и С, вместо Ч и Т нечто вроде смягченного Ч и т. п.

    Некоторые звуки ребенок по специальному требованию произносит правильно, но в речи не употребляет или заменяет. Например, ребенок правильно произносит простые слова “собака”, “шуба”, но в речи наблюдается смешение звуков С и Ш, например: “Шаса едет по сошше” (Саша едет по шоссе).

    Часто наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в разных контекстах или при неоднократном повторении произносит различно.

    Нередко указанные особенности произношения сочетаются с искаженным произнесением звуков, т.е. звук может произноситься искаженно и в то же время смешиваться с другими звуками или опускаться и т. д.

    Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа (до 16-20). Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие звуки (С, С", 3, 3", Ц, Ш, Ж, Ч, Щ); звуки Т и Д"; звуки Л, Р, Р"; звонкие нередко замещаются парными глухими. Реже недостаточно противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный И; гласный Ы. Могут быть и другие недостатки произношения.

    Приведем примеры неправильного произношения слов детьми шести-семилетнего возраста: “тольнытка” или “сойныско” вместо “солнышко”, “ляде” вместо “ружье”, “сяник” вместо “чайник”, “тупы” вместо “зубы”, “паяпан” вместо “барабан”, “Тинята лидали в ятике” вместо “Щенята лежали в ящике”, “Дивет под клилетком, квот колеткам, кодяином длудит, дом таладит” вместо “Живет под крылечком, хвост колечком, с хозяином дружит, дом сторожит” и т. п.

    Иногда дети с трудом произносят многосложные слова и слова со стечением согласных, например: “катиль” вместо “скатерть”, “сипет” вместо “велосипед”, “листри” вместо “электричество” и т. д.

    Уже сам характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную полноту у них фонематического восприятия. Эта недостаточность проявляется и при выполнении специальных заданий по различению звуков. Так, у детей возникли затруднения, когда им предложили внимательно слушать и поднимать руку в момент произнесения какого-либо звука или слога. Не меньшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: ПА-БА, БА-ПА) при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо определенный звук, при выделении звука, с которого начинается слово. Большинство детей затрудняются в подборе картинок на заданный звук.

    На недостаточность слухового восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.

    Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонетико-фонематическом недоразвитии нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

    Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т. п.

    Предлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с недостатками речи требует четкой организации их жизни во время пребывания в детском саду. Соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспитателем.

    дипломная работа

    Глава 2 Методика исследования фонематического восприятия у детей

    Теоретические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией, рассмотренные в первой главе, позволяют определить направления работы по выявлению особенностей фонематического восприятия:

    1. Узнавание неречевых звуков.

    2. Различение одинаковых звукокомплексов по силе и тембру.

    3. Различение слов близких по звуковому составу.

    4. Дифференциация слогов.

    5. Исследование навыков звукового анализа.

    Методика исследования опирается на разработки Т.А. Ткаченко [ 17 ].

    Все этапы связаны между собой, остановимся на каждом из них более подробно.

    1) УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

    Процедура. На столе пере ребёнком несколько звучащих игрушек: дудочка, колокольчик, бубен, губная гармошка. Ребёнку предлагается послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается) определить, что звучит.

    Инструкция. Послушай и постарайся узнать, какой из предметов звучал: дудочка, колокольчик, бубен или губная гармошка.

    2) РАЗЛИЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ ПО СИЛЕ И ТЕМБРУ

    Процедура. Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращённого звукокомплекса. Взрослый предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра проходит в группе) позвал его. Вначале ребёнка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткую фразу.

    Инструкция. Ребята, сейчас Дима отвернётся, а мы будем звать его по имени. Дима, ты должен угадать, кто из ребят тебя позвал.

    Процедура. Взрослый предлагает ребёнку определить далеко или близко находится звучащий предмет. Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поёт петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

    Инструкция. Сейчас тебя будут звать разные животные, а ты постарайся услышать далеко они или близко.

    3) РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО СОСТАВУ

    Процедура. Ребёнку даны два кружка - красный и зелёный - и предлагается игра: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное - красный.

    Инструкция. Сейчас я буду называть предметы, которые ты видишь на картинке " правильным " словом и " неправильным " словом. Если ты услышишь " правильное " слово - подними зелёный кружок, если " неправильное " - красный.

    Процедура. Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

    Инструкция. Повторяй за мной.

    4) ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

    4.1. Процедура. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости / глухости, сначала по два слога:

    Затем по три слога:

    Инструкция. Повторяй за мной.

    4.2. Процедура. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости / твёрдости:

    ПА - ПЯ ПО - ПЁ ПУ - ПЮ ПЫ - ПИ

    МА - МЯ МО - МЁ МУ - МЮ МЫ - МИ

    ВА - ВЯ ВО - ВЁ ВУ - ВЮ ВЫ - ВИ

    ТА - ТЯ ТО - ТЁ ТУ - ТЮ ТЫ - ТИ

    Инструкция. Повторяй за мной.

    4.3. Процедура. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

    ПТА - ПТО - ПТУ - ПТЫ

    КТА - КТО - КТУ - КТЫ

    ФТА - ФТО - ФТУ - ФТЫ

    ТМА - ТМО - ТМУ - ТМЫ и т.д.

    Инструкция. Повторяй за мной.

    5) ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

    5.1. Процедура. Исследователь предлагает назвать первый звук в словах:

    Материал исследования - слова:

    ИНДЕЕЦ, ИСТОРИЯ, ИЗБУШКА, АИСТ, АСТРА, АНГИНА, АЛЛА, АРБУЗ, АДРЕС, УТЮГ, УЛИТКА, УШИ, УКРОП, УЗОР, УРОК и т.п.

    Инструкция. Послушай и назови первый звук в словах.

    5.2. Процедура. Назвать последний звук в словах:

    ГОЛОВА, ШАПКА, РУЧКА, КИНО, ОГОНЬКИ, ПИРОГИ,

    ЛОПАТЫ, КОНФЕТЫ, КАКАДУ и т.д.

    Инструкция. Послушай и назови последний звук в этих словах.

    5.3. Процедура. Назвать первый и последний звук в словах:

    ИГОЛКА, ИЗБУШКА, УЛИЦА, УЧЕНИЦА, АФИША, ИЩЕЙКА, ОВОЩИ, ОПЕРА, ОСЫ, ОСЛИКИ и т.д.

    Инструкция. Послушай и постарайся назвать первый и последний звук в словах.

    5.4. Процедура. Назвать все звуки по порядку:

    БАК, ЗАЛ, ГУЛ, ДАР, ЛУК, МОХ, ПАР, ПОЛ, СОК и т.п.

    Инструкция. Послушай и постарайся назвать все звуки в словах по порядку.

    Оценка результатов исследования

    Для оценки качества выполнения упражнений мы приняли

    следующую шестибальную систему оценок:

    5 - выполнено без замечаний;

    4 - выполнено с незначительными ошибками;

    3 - предпринятые попытки на 50% удачны;

    2 - предприняты частично удачные попытки к выполнению;

    1 - предприняты неудачные попытки к выполнению;

    0 - не предпринимает попыток к выполнению.

    Для определения уровня развития фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи III уровня было проведено специальное обследование...

    Анализ проблем общего недоразвития речи в современной логопедии

    По результатам первого этапа обследования выяснилось состояние слухового восприятия детей контрольной и экспериментальной групп (См. таблицу 1, рис. 1)...

    Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)

    Предлагаемые методики предназначены для выявления особенностей фонематического развития у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень): качественной и количественной оценки нарушения...

    Развитие фонематического восприятия и речевого слуха у детей дошкольного возраста

    фонематический восприятие слух дошкольник Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико грамматической стороной речи...

    Развитие фонематического восприятия у будущих первоклассников при подготовке к звуковому анализу

    Исследователи Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях...

    Развитие фонематического восприятия у детей 4-5 лет

    Для изучения уровня развития фонематического восприятия были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой . При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предложенные Л.Г...

    Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

    Констатирующий эксперимент проводился на базе детского сада компенсирующего вида № 226 Кировского района г. Красноярска...

    Существует несколько разработанных методик обследования фонематического восприятия у школьников. В данном случае, для своего исследования мы взяли за основу тестовую методику Фотековой Т.А...

    Теоретические основы изучения фонематических процессов у младших школьников с дисграфией

    В результате исследования мы получили результаты в процентном выражении, которые были соотнесены с уровнями успешности выполнения методики. Исследование фонематического восприятия показало...

    Фонематическое восприятие у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и стертой дизартрией

    Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического...

    Формирование фонематического восприятия

    Фонематические процессы включают в себя: - фонематический слух - фонематическое восприятие - фонематические представления Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух...

    Словосочетание фонематический слух в последнее время довольно часто встречается в научной и методической литературе...

    Формирование фонематического слуха и восприятия у детей с ЗПР

    Во многих исследованиях, касающихся учащихся с ЗПР (З.И. Калмыкова, В.И. Лебединский, Е. С. Слепович и др.), отмечается неравномерное формирование высших психических функций; причем характерно как повреждение...

    Характеристика нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие)

    В исследовании применялись программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития. К ним относится программа Филичевой Т. Б...

    Виктория Кубракова
    Обследование фонематического восприятия речи

    Обследование фонематического восприятия речи

    Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов , составляющих понятие «фонематический слух » . Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка . Фонематический слух – слух , посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним .

    Традиционно в логопедии термином «фонематический слух » обозначают фонематические процессы : фонематическое восприятие , фонематические представления , фонематический анализ и фонематический синтез .

    Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем , составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух является важнейшим стимулом для формирования правильного произношения.

    В данной работе я приведу пример фонематического обследования по методике разработанной Коноваленко В. В., Коноваленко В. С.

    1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

    Инструкция : Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

    Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков :

    Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

    Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

    Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

    Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

    2 задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

    Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух - трех слогов.

    Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих : акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

    Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

    Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

    Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

    Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

    То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

    Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

    Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.

    3 задание. Обследование дифференциации слов квазимонимов.

    Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

    Инструкция : давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

    Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат : артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша - крыса, артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак, артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица) : крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка - кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

    4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах .

    Инструкция : перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б) . Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

    Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов : собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

    5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

    Инструкция : сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук (д, ж, и т. д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

    Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

    6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

    Инструкция : давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

    Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т. д) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя а)произношение ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка , в) правильное произношение.

    После проведения обследования фонематической стороны речи логопед продолжает обследование и делает заключение , которое указывается в речевой карте.

    Надежда Власова
    Методика изучения навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Проблема своевременной диагностики речевых нарушений имеет большое теоретическое и практическое значение. С точки зрения теории она связана с установлением вида, этиологии и механизмов формирования того или иного нарушения, а с позиций практики ее решение способствует более точному и дифференцированному логопедическому воздействию.

    Для достижения поставленной в нашем исследовании цели по изучению навыков фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи , нам необходимо выяснить состояние слухового внимания, уровень развития фонематического

    восприятия, звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием

    речи , III уровнем речевого развития. Для исследования фонематических

    процессов мы использовали методику Г . Г. Голубевой, адаптировав ее с

    учетом психофизических особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР , участвовавших в исследовании.

    Направления методики исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР :

    1. Слуховое внимание

    2. Фонематическое восприятие

    3. Фонематический анализ

    4. Фонематический синтез

    Исследование состояло из двух этапов : I этап : отбор детей с нормальным речевым развитием в контрольную группу и с ОНР - в экспериментальную; исследование уровня развития фонематических процессов речи по разработанной методике .

    II этап : изучение и сравнительный анализ состояния фонематических процессов у детей с ОНР общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

    Методика обследования речи с балльно - уровневой системой оценки позволяет :

    Диагностировать

    Уточнить структуру речевого нарушения и оценить степень его выраженности.

    Все задания предлагались в игровой форме. Перед началом выполнения задания для его объяснения использовалась словесная инструкция и образец в случае необходимости.

    Изучение слухового внимания :

    Задание 1. «Угадай, что я делаю»

    Цель : выявить способность ребёнка распознавать неречевые звуки.

    Материал : рамки М. Монтессори (с кнопками, липучками) .

    Ход обследования. Логопед знакомит ребёнка со звуками, которые слышатся при застегивании металлических кнопок и отрывании липучек. Ребенок выполняет аналогичные действия , а логопед обращает внимание ребёнка на звуки. Затем рамки помещаются за настольную ширму, педагог воспроизводит одно из действий и просит ребенка угадать, что происходит за ширмой.

    Инструкция : «Покажи, что я делала»

    Пояснение. В случае неудачи педагог помогает ребёнку, демонстрируя рамки повторно.

    Оценка результатов :

    4 балла – правильно распознает все предложенные звуки самостоятельно

    3 балла – путает два из предложенных вариантов

    2 балла – не узнает один из предложенных звуков (после пояснения)

    1 балл - затрудняется в определении источника звука во всех случаях после пояснения.

    Задание 2. «Ритмическое эхо»

    Цель : изучить развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур :

    Способ воспроизведения : «отхлопывание» в ладоши.

    Ход обследования : Логопед предлагает отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары. Инструкция : «Повтори за мной»

    Оценка результатов :

    4 балла - правильно воспроизводит все предложенные комбинации

    3 балла - воспроизводит ритмические ряды с тремя ошибками

    2 балла - затрудняется в воспроизведении четырех и более ритмических рядов

    1 балл – не воспроизводит ни одного из ритмических рядов.

    Задание 3. «Лишнее слово»

    Цель : определить уровень развития слухового внимания к звучащей речи .

    Материал : карточка с речевым материалом.

    Речевой материал :

    Сом, ком, индюк, дом

    Лимон, вагон, кот, бутон

    Мак, бак, веник, рак

    Совок, венок, каток, зуб

    Пятка, ватка, лимон, кадка, сук

    Ветка, диван, клетка, сетка, сок

    Каток, моток, дом, поток

    Процедура : Логопед предлагает ребёнку прослушать ряд слов и назвать слово, непохожее на остальные.

    Инструкция : «Прослушай несколько слов и скажи, какое лишнее, непохожее на остальные» .

    образец :

    «Мак, бак, так, банан» . Лишнее слово «банан» .

    Оценка результатов :

    4 балла - правильно выделил «лишнее» слово во всех предложенных рядах

    3 балла - выделил «лишнее» слово в четырех рядах

    2 балла - в четырех рядах не выделил «лишнего» слова

    1 балл – не выделил «лишнего» слова ни в одном случае.

    Изучение фонематического восприятия :

    Задание 1. «Повторение слогов»

    Цель : выявить уровень фонематического восприятия .

    Материал : карточки со слогами.

    Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок повторяет.

    Инструкция : «Послушай, затем повтори» .

    Речевой материал :

    Па-ба, та-да, ва-та, на-та, ка-га, та-на.

    БА-ба-па, та-да-та, ка-га-ка, ба-бя-ба.

    Оценка результатов :

    4 балла - правильно повторяет все предложенные варианты

    3 балла – правильно повторяет все предложенные варианты из первого ряда, две комбинации из второго ряда

    2 балла - путает слоги, их последовательность из второго ряда (безошибочно только первый ряд)

    1 балл - затрудняется в повторении комбинаций любой сложности.

    Задание 2. «Послушай-покажи»

    Цель : выявить способность распознавать слова, различные по произношению одним звуком.

    Материал : карточки с картинками-изображениями называемых слов.

    Речевой материал :

    Мышка-мишка, корова-корона, точка-бочка, маска -каска.

    Ход обследования : Логопед предлагает прослушать слова и показать их на картинках.

    Инструкция : «Покажи то, что я назову» »

    Оценка результатов :

    4 балла - правильно показывает все предложенные комбинации

    3 балла - правильно показывает только две предложенные комбинации

    2 балла - выполняет задание с тремя ошибками

    1 балл - затрудняется в показе всех картинок.

    Изучение фонематического анализа :

    Задание 1. «Выделение звука»

    Цель : выявить способность выделять звук в слоге.

    Материал : карточки с буквами (семь букв : О, А, Ы, И, Э, У, И)

    Ход обследования. Логопед произносит слоги, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающей звук, который повторяется в предложенных слогах.

    Инструкция : «Послушай. Определи общий звук во всех слогах и подними соответствующую букву».

    Речевой материал :

    Он – ор; па – ка – на; ты – мы – лы; ил – ит – ис; эх – эт – эс; ру – ну – ту; ти – ки - ни.

    Оценка результатов :

    4 балла – правильно выделяет звук во всех семи предложенных вариантах

    2 балла - допускает три-шесть ошибок

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из семи вариантов.

    Задание 2. «Выделение гласного ударного звука»

    Цель : выявить способность выделять звук в словах в начальной позиции под ударением.

    Материал : карточки с буквами (пять букв : О, И, А, У, Э) .

    Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с буквой, обозначающей звук в начальной позиции слова.

    Инструкция

    Речевой материал : обувь, искра, астры, узкий, игры, аист, огненный, умный, эхо, окунь.

    Оценка результатов :

    3 балла - ошибается один или два раза

    2 балла – допускает от трех до девяти ошибок

    Задание 3. «Выделение согласного звука»

    Цель : выявить способность выделять согласный звук в словах в начальной позиции.

    Материал : карточки с буквами (шесть букв : П, Д, М, К, Б, Н) .

    Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в начальной позиции слова.

    Инструкция : «Послушай. Определи первый звук во всех словах и подними соответствующую букву».

    Речевой материал :

    Пух, пол, пышка, пачка

    Дым, дом, дочь, дудка

    Мак, муха, море, миска

    Ком, кошка, каска, курица

    Булка, борщ, бант, боль

    Нос, наш, норка.

    Оценка результатов :

    4 балла – правильно выделяет звук во всех предложенных вариантах

    3 балла - ошибается один раз

    (от двух до пяти) ошибок

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

    Задание 4. «Последний звук»

    Цель : выявить способность определить последний звук в слове.

    Материал : карточки с буквами (шесть букв : М, К, Ш, А, Ч, Н) .

    Ход обследования. Логопед произносит слова, ребенок поднимает карточку с изображением буквы, обозначающую звук в конце слова.

    Инструкция : «Послушай. Определи последний звук во всех словах и подними соответствующую букву».

    Речевой материал :

    Дом, мак, камыш, муха, танк, ключ, барабан.

    Оценка результатов :

    4 балла – правильно выделяет последний звук во всех предложенных вариантах

    3 балла - ошибается один или два раза

    2 балла - допускает несколько (от трех до шести ошибок)

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не выделяет звук ни в одном из вариантов.

    Задание 5. «Сколько звуков?»

    Цель : выявить способность определить количество звуков в слове.

    Материал : предметные картинки с изображением предметов : дом, луна, рак, сова, жук, утка, рыба, шар; карточки с цифрами : 3 и 4.

    Ход обследования. Логопед показывает предметную картинку. Ребенок определяет количество звуков в слове и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

    Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец

    Инструкция : «Посмотри на картинку. Определи, что это, сколько звуков в этом слове? Подними соответствующую карточку с цифрой».

    Речевой материал :

    Дом, луна, рак, совы, жук, утка, рыба, шар.

    Оценка результатов :

    4 балла – правильно определяет количество звуков во всех предложенных вариантах

    3 балла - ошибается один или два раза

    2 балла - допускает три или четыре ошибки

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может определить количество звуков в большинстве слов или ни в одном из вариантов.

    Изучение фонематического синтеза :

    Задание 1. «Соедини звуки»

    Цель : выявить способность соединять последовательно названные звуки в слово.

    Ход обследования. Логопед называет отдельно звуки. Ребенок мысленно соединяет их и называет полученное слово.

    Инструкция : «Прослушай звуки. Какое получится слово, если их соединить? Назови это слово».

    Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

    «н» , «о» , «с» - нос.

    Речевой материал :

    «к» , «о» , «т» - кот

    «л» , «у» , «н» , «а» - луна

    «с» , «о» , «к» - сок

    «н» , «о» , «т» , «ы» - ноты

    «з» , «у» , «б» , «ы» - зубы

    Оценка результатов :

    4 балла – правильно называет все полученные слова

    3 балла - ошибается один раз

    2 балла - допускает две ошибки

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить слово ни в одном из вариантов.

    Задание 2. «Составь слово»

    Цель : выявить способность составлять слово из звуков, представленных в хаотичном порядке.

    Ход обследования. Ребенку предлагается составить слово, используя звуки, данные в разбивку.

    Инструкция : «Я буду называть звуки. Запомни их. Постарайся составить из них слово. Назови это слово».

    Пояснение. Перед выполнением задания логопед предъявляет образец :

    «о» , «д» , «м» - дом.

    Речевой материал :

    «о» , «к» , «т» - кот, кто

    «т» , «у» , «л» , «с» - стул

    «к» , «о» , «с» - сок

    «а» , «ф» , «ш» , «р» - шарф

    «б» , «у» , «з» , «ы» - зубы

    Оценка результатов :

    4 балла – правильно составляет и называет все слова

    3 балла - ошибается один раз

    2балла - допускает две-четыре ошибки

    1 балл – затрудняется в выполнении задания, не может составить ни одного слова.

    Похожие статьи