• Описание педагогической деятельности учителя логопеда. Аттестация: описание деятельности учителя-логопеда. Год работы над темой

    01.04.2024
    Выступление на РМО учителей – логопедов и педагогов – дефектологов.

    Тема: Характеристика личных качеств учителя – логопеда.

    В свете изменений, происходящих в обществе, в условиях реформирования системы образования, возрастают требования и к учителям – логопедам. За основу профессионализма учителя – логопеда авторы Коломинский, Кузьмина, Маркова, Мудрик, Сластёнин, рекомендуют такие черты личности человека, как:

    Ответственность

    Гибкость

    Творческий подход

    Адекватная самооценка.

    К личным качествам относят:

    1. Гуманистическая направленность и человеколюбие. Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям “не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных.

    2. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность.

    3. Увлеченность профессией, терпение. "Терпение - дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

    4. Целеустремленность, выдержка и самообладание.

    5. Социальная активность, решительность, настойчивость.

    6. Развитое самосознание и адекватная самооценка.

    По мнению профессора Колумбийского университета М. Грина, педагогу недостаточно иметь лишь теоретическую подготовку. Учитель - логопед вовлечен в процесс обучения детей как личность, «… все, что происходит в коллективе детей, несет на себе отпечаток его присутствия, его настроения и внешнего поведения, ожиданий и объяснений, его реакций по отношению к детям» . Поэтому так важно определить те личностные и профессиональные качества, которые необходимы для успешного взаимодействия с детьми – логопатами.

    Исследователь Р. Бернс выделяет личностные качества учителя – логопеда:

    • стремление к максимальной гибкости;
    • умение придать личную окраску воспитательно – образовательному процессу;
    • владение стилем неформального общения с детьми, теплые, эмоциональные отношения с воспитанниками, проявление симпатии к ним, умение принимать во внимание их нужды. Детскому саду противопоказаны равнодушные, язвительные люди. Они подрывают познавательную активность, сковывают творческие силы детей и их потенциальные возможности, отрицательно влияют на самоуважение воспитанников.

    В заключении хотелось бы отметить, что профессия учителя – логопеда требует постоянной работы в совершенствовании личных качеств.

    Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентоспособного специалиста образовательного пространства дошкольного детства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

    Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

    психолого - педагогическая характеристика детей, посещающих занятия логопеда

    Психолого - педагогическая характеристика воспитанников, посещающих занятия логопеда (материал для аттестации)...

    Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

    Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

    Конспект урока.8 класс.Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения.

    ЦЕЛЬ: 1. Дать понятие о каждом из типов предложений, указанных в теме; о способах выражения главного члена в форме сказуемого;2. Научить отличать неопределенно-личные от о...

    Мария Артемова
    Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

    Учитель-логопед – это специалист , занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В последние годы контингент детей общеобразовательных учреждений значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом в них увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии.

    В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальных (коррекционных) учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией, а также тяжелой дизартрией, ринолалией, заиканием) . Однако детей с такими выраженными речевыми расстройствами (а в некоторых случаях с сочетанной патологией, то есть нарушений не только речевой функциональной системы, но и других линий развития : познавательной, социальной физической) не так много. По мнению большинства специалистов , занимающихся проблемами инклюзии , основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательного учреждения , на базе которого должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь.

    Учитель-логопед , реализующий сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве , осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы , связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

    В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду , работающему на логопункте . Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда : дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий .

    Цель деятельности учителя -логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы .

    Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя -логопеда решаются следующие задачи :

    1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения : установление психолого-педагогического заключения (диагноза) .

    2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

    3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.

    4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений речи обучающихся.

    5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ , методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов , форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.

    6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы .

    7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.

    8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.

    9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации . Совместное с педагогом проведение работы по соблюдению в классе (группе) правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.

    10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику

    11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

    Основные направления деятельности учителя -логопеда в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в инклюзивной образовательной организации .

    Диагностическое направление работы учителя -логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая) . Результаты логопедического обследования учитель -логопед представляет на школьном медико-психолого-педагогическом консилиуме. Первичное логопедическое обследование позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку предусматривается промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы.

    Коррекционно-развивающее направление работы учителя -логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты :

    Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями ;

    Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

    Коррекционная работа учителя -логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.

    Организационно-методическое направление работы учителя -логопеда заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет следующие документы : речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

    Учитель -логопед принимает участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняет логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику , логопед постоянно совершенствует свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации , изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

    Консультативно-просветительское направление работы включает :

    Индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе , по вопросам онтогенеза речи , проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

    Консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики . Учитель -логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

    Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования .

    Каждое направление деятельности учителя -логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

    Использованная литература

    1. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство : методические материалы для специалистов сопровождения : учителей-логопедов , учителей-дефектологов , педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия : «Инклюзивное образование детей-инвалидов , детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях ») / О. Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 102 с.

    Профессия логопед – довольно специфическая и мало распространенная. Специалисты данной области занимаются исправлением речи у взрослых и детей, помогают научиться правильно произносить слова, убрать дефекты произношения.

    Составить резюме на должность логопеда довольно просто, только если вы соответствуете основным требованиям к данной деятельности – имеете соответствующее образование (высшее образование по специальности «Логопед»), а также имеете большое доброе сердце. Сконцентрируйте внимание на ваших личных качествах (терпение, доброжелательность), умении найти подход к пациенту, способности подобрать наиболее эффективное лечение. Хорошо если у вас есть собственная методика – это зарекомендует вас как хорошего специалиста, покажет, что вы глубоко вникаете в суть проблем, придаст вам больше шансов получить работу.

    Если вы хотите найти подработку логопедом, то укажите также время, когда вы сможете заниматься, и возможность выезда на дом.

    Смотрите также другие примеры резюме:

    Скачать образец резюме логопеда:

    Пономаренко Любовь Петровна
    (Lubov P. Ponomarenko)

    Цель: Замещение должности логопеда.

    Образование:

    сентябрь 1990 г. – июнь 1996 г. Московский государственный педагогический университет, факультет «Логопедии и дефектология», специальность – «Логопедия», диплом специалиста (очно-заочное отделение).

    Дополнительное образование:

    август 2007 г. – Курсы Логомассажа, г. Москва.
    март 2010 г. – Курсы повышения квалификации, Национальный медицинский институт им. Драгоманова.
    май 2015 г. – Тренинг «Работа логопеда. Психология и педагогика», г. Москва.

    Опыт работы:

    Логопед

    июнь 2003 г. – май 2008 г. ДНЗ «Малятко», г. Москва.
    Функциональные обязанности:
    — индивидуальная работа с детьми от 3-х лет;
    — постановка речи;
    — логомассаж.

    Логопед

    сентябрь 2008 г. – август 2015 г. Школа-сад «Радуга», г. Москва.
    Функциональные обязанности:
    — работа с детьми от 4-х лет
    — исправление нарушения речи;
    — логопедический массаж;
    — постановка речи.

    Логопед (по совместительству)

    сентябрь 2010 г. – настоящее время, Городская поликлиника №5, г. Москва.
    Функциональные обязанности:
    — проведении приема в кабинете логопеда;
    — диагностика и консультация больных.

    Профессиональные навыки:

    — Индивидуальный подход;
    — Логомассаж;
    — Знание методик исправления речи;
    — Высокий уровень ответственности;
    — Языки: русский — свободно; английский – со словарем.

    Личные качества:

    Доброжелательность, терпение, любовь к детям.
    Внимательность, честность, организованность.

    Дополнительные сведения:

    Семейное положение: замужем.
    Дети: есть.
    Возможность командировок: нет.
    Возможность выезда на дом: да.

    Надеемся, что составленный нами пример резюме на должность логопеда, помог вам в создании своего резюме на работу. Вернутся в раздел ..

    Профессию логопеда многие люди попросту недооценивают. А ведь это очень важное и нужное для общества ремесло. Все о профессии логопеда будет рассказано в нашей статье.

    Логопед: это кто?

    Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед - отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал - это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.

    Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.

    Логопед - это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?

    Зачем нужны логопеды?

    Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. "Очередным бесполезным занятием" и "никому не нужным ремеслом" именуют граждане рассматриваемую специальность.

    Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед - это как раз такой человек.

    Необходимые для работы качества

    Прежде чем приступить к разбору основных профессиональных обязанностей и функций работника, стоит немного рассказать о том, какими важными качествами и чертами характера должен обладать логопед. И это действительно важно: дети, при общении с данным специалистом очень часто волнуются и чувствуют себя неловко. Грамотный профессионал должен владеть определенными навыками и чертами характера, чтобы уметь располагать к себе детей.

    Детский логопед обязан владеть такими качествами, как коммуникабельность, открытость и доброжелательность, тактичность и наблюдательность. Далеко не каждый человек способен работать по такой специальности. Нервным, подверженным стрессу, нетактичным людям о профессии логопеда лучше даже не задумываться. Сам по себе логопед - это отличный психолог, умеющий за считаные минуты распознать темперамент и характер ребенка, а также найти источник речевых проблем.

    Получение профессии

    Где можно пройти обучение, чтобы освоить профессию логопеда? Сегодня практически в каждом крупном городе России или прочих стран СНГ существует множество высших учебных учреждений, готовых предоставить свои услуги для качественного обучения граждан. Работа логопедом может быть получена после обучения в таких заведениях, как:

    • МГПУ - Московский государственный педагогический университет. Сегодня этот вуз остается одним из лучших в мире педагогических учреждений. Здесь можно качественно освоить профессию логопеда, после чего работать в ведущих клиниках, школах и прочих заведениях страны.
    • МГГУ имени Шолохова - ведущий гуманитарный вуз страны.
    • РГПУ имени Герцена - еще один элитный педагогический вуз.
    • Институт педагогики и психологии имени Валленберга.

    Естественно, в стране существует и множество других университетов, готовых предоставить курс обучения по специальности "логопедия".

    Профессиональные обязанности

    Перечислить основные профессиональные функции и обязанности работника представляется особенно важным. Именно то, чем занимается логопед, наилучшим образом характеризует саму профессию.

    Какие основные обязанности здесь можно выделить? Вот самые основные:

    • качественный осмотр пациентов, в ходе которого должны быть выявлены основные особенности развития речи;
    • постановка диагноза, определение основной проблемы;
    • набор методов и способов лечения;
    • проведение основных групп работ - так называемые занятия с логопедом (сюда входят проведение упражнений, выдача "домашних заданий", помощь в развитии основных речевых способностей);
    • оценивание результатов по итогам проведения занятий, сравнение результатов с начальными данными.

    Таким образом, довольно большим и структурированным количеством обязанностей обладает такой специалист, как логопед. Отзывы о работе этих профессионалов, как правило, сплошь положительные. Да и не может быть иначе: человек в течение как минимум пяти лет изучал и практиковал методы развития речевых особенностей человека. Безусловно, это дает свои плоды.

    Особенности профессии

    Профессия логопеда имеет множество интересных и удивительных особенностей. О некоторых из них стоит рассказать отдельно.

    Логопед должен обладать невероятным терпением. Наверное, уже не является шуткой высказывание о том, что лучшим логопедом был бы какой-нибудь бездушный робот. Ведь нужно очень сильно любить свою работу, чтобы из раза в раз, в спокойной манере, давать одни и те же рекомендации не самым усидчивым детям (да и некоторым взрослым). Отличными логопедами являются лица, способные убедить даже ребенка в том, насколько это важно - уметь красиво и четко разговаривать. А создать нужную мотивацию у пациента может, к сожалению, далеко не каждый.

    Логопед должен быть отличным психологом. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Если это ребенок - нужно помнить об основах возрастной психологии, о критических и литических периодах; если это взрослый, сформировавшийся человек - стоит помнить о возможном наличии у него разного рода комплексов и психических нарушений.

    Доход

    Еще одна немаловажная тема, которую стоило бы затронуть - это заработная плата логопедов. В Российской Федерации, как уже можно догадаться, с этим все обстоит не самым лучшим образом. Так, средняя зарплата логопеда по стране составляет чуть больше 20 тыс. рублей. Безусловно, речь идет о бюджетной сфере - школы, детсады, больницы и т. д. В частных же клиниках оклады могут быть чуть выше.

    Несколько горестно становится, если начать сравнивать доходы российских логопедов с доходами зарубежными. Так, в странах Европы, а также в США, логопед является очень важным и нужным для общества специалистом. Соответственно, и доход там в разы выше. И это при том, что в России на данный момент существует острый недобор подобного рода специалистов: во многих школах и детсадах логопеды попросту отсутствуют, вследствие чего индивидуальная речевая работа с детьми и вовсе не ведется.

    История профессии

    Logos - речь, Paideia - воспитание. Именно так в переводе с греческого можно перевести название рассматриваемого ремесла. Воспитание речи - короткая, но емкая характеристика профессии логопеда.

    Профессия логопеда родилась не так давно - в 17 веке. Лучшие педагоги Европы пытались бороться с нарушениями слуха у детей. Разрабатывались разной степени причудливости аппараты, появлялись особенные методики и способы лечения. Однако со временем логопедическое направление только росло, вбирая в себя все больше и больше разных проблем и нарушений. Ближе к 20 веку логопедия стала относительно похожа на то, что она представляет собой сегодня: работа по исправлению дефектов речи.

    К 21 веку логопедия вбирает в себя великое множество самых разных теорий, методов и способов лечения. Любой логопед в саду для детей, в школе или в простой поликлинике обладает богатым спектром знаний и умений.

    Первая группа преимуществ работы

    Как и любая другая трудовая деятельность, профессия логопеда имеет ряд "духовных" и "материальных" преимуществ. Если говорить о нематериальной составляющей, то выделить стоит, разве что, полезность. Речь идет о том, что вопреки не самым умным суждениям, профессия логопеда все же является очень полезной и нужной для общества.

    Каждый человек хочет ясно, грамотно и четко говорить. Наверное, не существует в мире людей, которым бы нравились их собственные дефекты речи. Логопед приходит здесь на помощь.

    Вторая группа преимуществ работы

    С "духовной" составляющей профессии разобраться было не сложно. А если обратить внимание на что-то материальное? К более "приземленным" достоинствам профессии стоит отнести:

    • Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
    • Высокая "география" трудоустройства. Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду - не частое явление. Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
    • У логопедов нет понятия "пенсионный возраст". Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.

    Недостатки профессии

    Как и любая другая профессиональная сфера, трудовая деятельность логопеда содержит в себе и ряд определенных недостатков. Стоит отметить:

    • Огромные силовые затраты. Логопед тратит много энергии при работе с одним только пациентом. Хорошо, если у профессионала есть значительный стаж, а стало быть, и опыт. В этом случае должна сложиться определенная привычка и некоторые навыки работы с "проблемными" пациентами (определенные задания логопеда, подходящие по возрасту, характеру и т. д.). Но молодым и неопытным работникам действительно будет тяжело.

    • Большое количество документации. Эта проблема сегодня имеется практически у каждого работника. Что уж говорить о врачах: в последнее время все бремя ведения разного рода бумаг сваливается именно на них. И это, как следствие сокращений, совершенно ненормальное явление.
    • Маленькая заработная плата. О доходах специалиста уже было рассказано выше. Логопед в детском саду, в школе или другом бюджетном учреждении действительно получает очень небольшие деньги.

    Таким образом, логопед - очень самобытный, особенный специалист. Его деятельность ни с чем нельзя перепутать.

    ББК 74.3

    Рецензенты:

    Корнева Елена Павловна, зам. директора МАДОУ д\с «Жемчужинка», г. Нижний Тагил

    Евсюкова Т.А., старший преподаватель кафедры методологии и методики образования детей с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей

    П 79 Проектирование деятельности логопеда в контексте ФГОС дошкольного образования / Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Нижнетагильский филиал; авт.-сост. О. Н. Сенова, Т. В. Лисина, М. В. Уманская. – Нижний Тагил: НТФ ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. – 79 с.

    В методических рекомендациях раскрываются подходы к организации и содержанию профессиональной деятельности логопеда в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также представлено программно-методическое обеспечение деятельности логопеда на основе опыта работы МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил.

    © НТФ ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2016

    Введение…………………………………………………………………….4

    1. Общая характеристика деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования……………………………………………….6

    2. Проектирование содержания деятельности логопеда в дошкольной образовательной организации…………………………………………………..20

    3. Программно-методическое обеспечение профессиональной деятельности логопеда (из опыта работы МАДОУ «Детство», г. Нижний Тагил)………………………………………………………………………….…..30

    Заключение…………………………………………………………………..66

    Список литературы………………………………………………………….67

    Приложение 1………………………………………………………………70

    Приложение 2………………………………………………………………..73

    Приложение 3………………………………………………………………..77

    Введение

    На сегодняшний день развитие образования претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями общества. Современный подход в подготовке специалистов характеризуется изменением системы их обучения и сменой направления, позволяющим специалистам быть более гибкими, соответствовать запросам работодателей и быть более успешными в дальнейшей жизни.

    С. А. Дружилов определяет понятие «профессионализм», как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разных условиях. В этом понятии отражается такая степень овладения человеческой структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

    Реализация принципов и идей ФГОС дошкольного образования ставит задачу создания новой парадигмы образовательной деятельности с дошкольниками, что требует от педагога постоянно­го профессионального развития. Несмотря на выделение образо­вательной области «Речевое развитие», задачи развития речи включены во все образовательные области. ФГОС ДО в разделе «Коррекционная работа» делается акцент не столько на исправление недостатков развития детей с ОВЗ, сколько на социализацию дошкольников, имеющих нарушения в развитии.

    В Профессиональном стандарте педагога (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) в качестве главного профессионального качества, которое педагог должен постоянно демонстри­ровать своим ученикам, названо умение учиться. Обретение таких важнейших с точки зрения осуществления профессиональной деятельности в современных условиях развития образования качеств, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым дей­ствиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, предполагает расширение пространства педагогического творчества. Ключевой понятийной категорией выступает профессиональная компетенция, которая рассматривается, согласно Профессиональ­ному стандарту, как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.

    Лого­педическая коррекция в традиционной практике нередко выступает как некое направление рабо­ты с детьми, обособленное от задач развития образовательной деятельности детского сада. Достижение цели логопедической коррекции рассматривается, как правило, через степень сфор­мированности всех сторон речи, а само содержание работы ориентируется на отработку речевых навыков, тренировку речевых умений.

    На сегодняшний день для логопеда возникает необходимость включить задачи по коррекции речевых проблем у дошкольников во все аспекты образовательной деятельности в ДОО, тем самым расширить контекст решения логопедических задач, а значит, обогатить кон­текст развития дошкольника с речевыми нарушениями.

    ФГОС ДО ориентирует логопеда на существенные изменения профессиональной па­радигмы собственной деятельности, когда инновационность касается не только освоения новых приемов коррекции разных сторон речи, а в значительно большей степени форм организации коррекционного процесса, как в целом, так и отношении его дидактических единиц, например, занятий.

    Традиционная парадигма логопедической коррекции на сегодняшний день имеет ряд специ­фических проблем, которые, с одной стороны, мешают достижению максимально возможных результатов, а с другой – не позволяют логопеду интегрировать свою деятельность в единое образовательное пространство ДОО. Фиксируя свое внимание на преодолении недостат­ков речи (постановка звуков, отработка лексических и грамматических категорий и т. п.), нередко упускаются такие важные приоритеты, как охрана и укрепление психологического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия, развитие доброжелательных отношений.

    Типология этих проблем в деятельности логопеда может быть условно представлена в трех составляющих (по аналогии с систематикой методических ошибок в работе детского сада Л. Г. Богославец и О. И. Давыдовой):

    Стратегические (в качестве цели выдвигается выработка правильной речи, а не нормализа­ция развития ребенка или его социализация);

    Тактические (приоритетом выступает направленная педагогическая позиция во взаимодей­ствии с детьми, демонстрирующая приоритет процессов коррекции, заданной взрослым, над процессами развития и саморазвития ребенка в широком смысле);

    Технические (организационные промахи, выражающиеся в невнимании к эмоциональной, мотивационной составляющей деятельности ребенка, которую организует логопед).

    Решение этой проблемы возможно через непрерывное образование специалиста, которое подразумевает профессиональное совершенствование по профилю, но, все, же приоритетами становятся саморазвитие, самообразование и самопроектирование, а в качестве направлений развития профессиональной компетентности современного логопеда необходимо выделить:

    Реализацию системно-деятельностного подхода, т.е. ухода от репродуктивного способа решения логопедических проблем ребенка к активной деятельности ребенка в процессе коррекции нарушений речи;

    Необходимость выхода деятельности логопеда за рамки логопедических занятий и переход к осуществлению логопедического и/или психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ при реализации образовательных областей;

    Развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных усло­вий с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка;

    Развитие умения использовать разные формы сотрудничества с родителями (законными представителями).

    При условии реализации всех указанных выше направлений работы можно будет говорить о том, что деятельность логопеда будет качественно меняться не только с точки зрения ее организации, но и будет обновляться ее содержательное наполнение в соответствии с современными требованиями.

    Общая характеристика деятельности логопеда в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    В условиях реализации ФГОС дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) меняются цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов. Целью логопедического сопровождения в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является коррекция и развитие устной речи. В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребенка специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач. Качественная реализация задач обеспечивает возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в ДОО. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

    Логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение». Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:

    Придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

    Более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;

    Существенное повышение мотивации и интереса к учению;

    Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

    Согласно ч. IV ФГОС ДО, требования к результатам освоения программы представляются в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В связи с этим, среди планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы детьми, можно отметить следующие характеристики:

    Ребенок умеет содержательно и выразительно использовать диалогическую и монологическую формы речи.

    Ребенок инициативен и самостоятелен в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности.

    Ребенок наблюдателен, способен к экспериментированию со словом, к речевому творчеству.

    Ребенок любознателен, умеет рассуждать, обосновывать выбор действия и объяснять полученный результат.

    Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, способен договариваться, адекватно проявлять свои чувства, старается разрешать конфликты.

    Ребенок способен к волевым усилиям, может подчиняться разным правилам и социальным нормам, принимать собственные решения.

    Ребенок владеет основными навыками ручной умелости, может контролировать свои движения и управлять ими.

    Обозначенные планируемые результаты напрямую отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей.

    Логопедическая диагностика;

    Коррекция речевых дефектов;

    Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

    Логопедическое сопровождение ведется по следующим направлениям:

    1. Диагностическое обследование речи с целью определения индивидуального коррекционного маршрута ребенка.

    Задачи диагностического направления:

    своевременное выявление речевых нарушений;

    предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных первичными речевыми нарушениями;

    Определение параметров и критерий логопедического мониторинга.

    По результатам диагностики составляется речевая карта. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом-психологом, воспитателем.

    2. Коррекционно-развивающее.

    К коррекционно-развивающему направлению относятся:

    Индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

    Работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

    Проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

    Задачи коррекционно-развивающего направления:

    А) коррекция и развитие фонетико-фонематическую стороны речи детей с нарушениями речи:

    Исправление дефектного звукопроизношения,

    Сформировать звукослоговую структуру слова,

    Развить фонематические процессы.

    Б) формирование лексического компонента речи:

    Уточнение, расширение, обогащение словарного запаса до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.

    В) формирование семантической структуры слов:

    Развитие лексической системность и семантические поля;

    Формирование навыков словообразования.

    Г) формирование грамматической стороны речи:

    Устранение имеющихся аграмматизмов;

    Формирование грамматических и морфологических обобщений.

    Д) формирование синтаксического компонента речи и связной речи:

    Формирование синтаксической структуры простого и сложного предложения;

    Расширение фразы до необходимого объема;

    Развитие навыка построения связного речевого высказывания.

    Е) развитие невербальных психических функций в единстве с коррекцией речи:

    Мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;

    Свойств внимания (объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение);

    Зрительную и речеслуховую память;

    Временные и пространственные представления;

    Мелкую моторику;

    Динамическую организацию двигательного акта;

    Сенсомоторные взаимодействия.

    Ж) формирование коммуникативных умений и навыков:

    Самостоятельное планирование речевых высказываний;

    Умение точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

    Диалогические и монологические высказывания;

    Умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

    Умение обращаться к логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    Воспитание толерантности, культуры речевого общения.

    З) формирование темпо-ритмической организации речевой деятельности

    И) формирование нравственных установок ребенка через смысловое содержание речевого материала.

    3. Методическое. К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

    Консультирование педагогических работников;

    Консультирование родителей;

    Выступления на семинарах логопедов;

    Проведение открытых логопедических занятий;

    Выступления на родительских собраниях;

    Публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;

    Работа по теме самообразования;

    Осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОО и школой;

    Пополнение кабинета новинками методической литературы, обновление наглядных пособий.

    Компонентами логопедического сопровождения являются:

    Профилактика речевых нарушений;

    Логопедическая диагностика;

    Коррекция речевых дефектов;

    Формирование всех сторон (компонентов) речи;

    Развитие невербальных психических функций;

    Развитие эмоционально-волевой сферы;

    Формирование нравственных установок ребенка.

    Коррекция нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста может осуществляться как в условиях логопедической группы, так и в условиях логопедического пункта в ДОО.

    В логопедической группе обычно контингент детей не меняется в течение одного или нескольких учебных лет, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. Прием и выпуск детей с логопедического пункта в ДОО осуществляется в течение учебного года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20-25 человек.

    Традиционно считается, что в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I, II, III, осложненные формы ФФНР, дислалия, дизартирия, аллалия) дети имеют примерно одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий.

    В отличие от ДОО с логопедическими группами основной задачей в дошкольных образовательных организациях, выступает реализация основной образовательной программы, в которой не предусмотрено времени, специально отведенного для занятий с учителем-логопедом. В таком случае логопедические занятия – дополнительная услуга, реализуемая с соблюдением нормативов СанПиН по максимально допустимому количеству дополнительных занятий в неделю и их продолжительности. Для детей пятого и шестого года жизни (средняя и старшая группы) не чаще 2 раз в неделю, продолжительностью не более 25 минут. Для детей 7 лет не чаще 3 раз в неделю по 30 минут.

    В логопедический пункт зачисляются дети из разных возрастных групп (5-7 лет), поэтому возникает необходимость подстраиваться под расписание общеразвивающих занятий и режимные моменты нескольких групп таким образом, чтобы не мешать реализации основной образовательной программы и не нарушать нормативы СанПиН по продолжительности и максимально допустимому количеству групповых занятий с детьми. В связи с этим расписание занятий в ДОО составляется таким образом, чтобы логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности и не в ущерб организованной деятельности. Например, в одной из групп, часть детей которой зачислена в логопункт, по расписанию идет по подгруппам. Половина детей занимается с воспитателем, остальные – с помощником воспитателя свободной деятельностью. Из этой второй половины логопед набирает детей на свои индивидуальные или подгрупповые занятия. Состав детей в подгруппах воспитатели согласовывают с логопедом.

    Организация коррекционно-речевой работы зависит от количества и возраста детей с речевой патологией, структуры и степени выраженности их речевых дефектов. При достаточно однородных легких нарушений речи (дислалия, стертая дизартрия легкой степени), отсутствии выраженных ФФНР и ОНР логопедическую помощь можно организовать в дошкольном логопедическом пункте, комплектуя временные группы на первое, а затем и на второе полугодие. В этих случаях организационная и содержательная стороны деятельности логопедического пункта будут идентичны организации коррекционно-речевого процесса в группах компенсирующей направленности для детей с НПОЗ (нарушением произношения отдельных звуков).

    При осуществлении коррекции нарушений речи у детей в условиях логопедического пункта в ДОО учреждениях фронтальные логопедические занятия не проводятся, основными организационными формами являются индивидуальные. При этом возможно проведение подгрупповых занятий с детьми одного возраста, с идентичным речевым заключением.

    Основными организационными формами коррекционно-развивающей работы логопеда логопедической группы являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, которые относятся к организованной образовательной деятельности. Продолжительность организованной образовательной деятельности детей регламентируется СаНПиН и зависит от возраста детей. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с планом образовательной деятельности (учебным планом).

    Вместе с тем, необходимо отметить, что в последние годы в составе одной такой группы могут быть дети как с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) I уровня, так и с ОНР III уровня, заикание, а также дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Это связано с тем, что с введением инклюзивного образования в России в обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовых дошкольных образовательный организациях совместно с типично развивающимися сверстниками.

    Исходя из того, что в детских садах, реализующих основную образовательную программу из специалистов дефектологического профиля, в основном имеются только логопеды, то, как правило, они становятся ведущими специалистами и консультантами по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. При этом следует учитывать, что практика работы логопедов в ДОО долгое время основывалась на работе с детьми, у которых нарушения речи носят первичный характер, дети с нарушениями интеллекта, слуха и другими в логопедические группы не принимались, их направляли в специализированные образовательные учреждения.

    В настоящее время логопед любой ДОО должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения детей с различными структурами дефекта и оказать им всю возможную поддержку и коррекцию выявленных у них дефектов речи и познавательных процессов

    Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и познавательной деятельности у них различен, так же, как и структура дефекта. Поэтому работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности. Это касается всех направлений деятельности логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и адаптации методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевыми нарушениями.

    Специфика работы с воспитанниками ОВЗ начинается еще на этапе диагностики актуального уровня развития ребенка. Как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования логопед выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик. Но следует учитывать, что у большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, снижение работоспособности и произвольности внимания. Часто дети с ОВЗ имеют системное недоразвитие речи тяжелой степени, так называемые «безречевые» дети, возможны своеобразные проблемы с коммуникацией (например, у детей с расстройствами аутистического спектра), в таких случаях стандартные диагностические материалы и речевые карты, используемые в массовых детских садах, не подходят.

    Логопеду инклюзивной практики необходимо иметь разноуровневый диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего развития, дающий возможность отслеживать динамику речевых успехов для построения адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся программы коррекции речи.

    В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и других, а для детей с расстройствами аутистического спектра и диагностической картой, разработанной К. С. Лебединской и О. С. Никольской.

    Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у ребенка с ОВЗ. Отбор методов и форм организации работы также зависит от особенностей психофизического развития ребенка, уровня общего развития и структуры его дефекта. Логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных областей, применению методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.

    Так, для детей с системным недоразвитием речи, обусловленным нарушениями интеллектуального развития, на первом этапе коррекционной деятельности логопеда, преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть особенности каждого ребенка с ОВЗ, включить его в занятие, наладить контакт с воспитанником.

    Деятельность логопеда с такими детьми выходит за рамки исключительно логопедической работы, включает в себя элементы психологических приемов, приемов и методов олигофренопедагога. Необходимо уделить внимание формированию когнитивной сферы: развитие навыков ориентировки в пространстве, способности удержания внимания на предмете, обследования различных объектов, а также развития тактильного, зрительного, слухового внимания и восприятия.

    С такими детьми уделяется больше внимания пониманию, вызыванию речи, звукоподражаниям. Занятия на первых порах состоят в основном из логопедических игр на голос, дыхание, слухоречевую память, мелкую моторику. Широко используются сенсорные игры для обогащения представлений ребенка об окружающем мире и расширении пассивного словаря. Эта работа позволяет заложить фундамент, на котором в дальнейшем будет развиваться речь. Для всех детей, имеющих нарушения, важно темпо-ритмическое развитие: ритм, четкость и структурная организация движений, соединение речи и движения, поэтому значительное внимание уделяется логоритмическим упражнениям.

    Постепенно, с развитием способностей ребенка с ОВЗ, необходимо переходить от индивидуальных занятий к планированию занятий в инклюзивных мини-группах. Для этого ребенок с особенностями развития объединяется с 1-3 нормально развивающимися детьми.

    На занятие отбираются задания, доступные воспитанникам с ограниченными возможностями, а выполняются они совместно всеми детьми мини-группы. На первых этапах это могут быть игровой взаимомассаж, поочередное нанизывание прищепок, пуговиц на веревочку или плоскостную фигуру с одновременным произнесением заданного звука, слога или слова, попадание мячами, по речевой, инструкции в коробочки заданного цвета и др. игры. На последующих этапах это могут быть совместные театрализованные игры, в которых ребенок с ОВЗ принимает участие посильное его речевому уровню развития и другие задания.

    Такая форма совместной организации занятия позволит расширить коммуникативные контакты, социализировать ребенка с ОВЗ, использовать подражательную деятельность для активизации у него познавательной сферы, формирования новых речевых навыков и закрепления ранее усвоенных. Благодаря этому особому ребенку мы позволяем почувствовать себя активным участником жизни, а у нормально развивающихся детей воспитываем чувство толерантности, готовность к взаимодействию и принятию.

    Несмотря на то, что осуществление деятельности логопеда в ДОО общеразвивающего вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи или с другими нарушениями развития, существуют общие организационные и содержательные аспекты.

    В таблице 1 раскрыты направления деятельности логопеда в зависимости от места реализации:

    Таблица 1

    Направления деятельности логопеда

    Направление деятельности логопеда На логопункте В логопедической группе
    1. Диагностическое -паспорт логопедического кабинета; -циклограмма деятельности логопеда ДОО; -экран звукопроизношения; -карта логопедического обследования ребенка; – выписки из протоколов заседаний психолого-медико-педагогического консилиума ДОО; – список детей, зачисленных на занятия. -тетрадь протоколов заседаний психолого-медико-педагогической комиссии; -карта логопедического обследования ребенка; -циклограмма деятельности логопеда ДОО; -список детей логопедической группы, утвержденные ДОО
    2.Коррекционно-развивающее - индивидуальные речевые карты; – индивидуальные планы логопедической работы на учебный год; – рабочая программа логопеда; – планы подгрупповых занятий с детьми; – планирование индивидуальных занятий с детьми. -планы работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп; -конспекты групповых занятий; -план индивидуальной логокоррекционной работы с ребенком на учебный год; -индивидуальные планы занятий с ребенком; -индивидуальная тетрадь ребенка; -тетрадь учета посещаемости детьми занятий.
    3.Методическое -план взаимодействия логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса, который может быть включен в рабочую программу логопеда; -план самообразования логопеда (индивидуальный образовательный маршрут); – отчет учителя-логопеда за учебный год. -паспорт логопедического кабинета. -тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателей; -тетрадь взаимодействия со специалистами ДОО; -отчет логопеда за учебный год; -план самообразования логопеда.

    При осуществлении коррекционно-развивающей работы логопед всегда осуществляет взаимосвязь с педагогами и другими специалистами ДОО, что позволяет создать единую речевую среду. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей. Сочетание логопедических, психологических и педагогических мероприятий позволяет повысить эффективность специального обучения, позволяет улучшить функциональную готовность детей к школе, адаптацию к новым образовательным условиям.

    Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в группе, проведение интегрированных мероприятий. На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики.

    В сравнительном контексте практика совместной деятельности логопеда и воспитателя ДОО представлена следующим образом:

    Таблица 2

    Особенности совместной деятельности воспитателя и логопеда в ДОО

    Деятельность логопеда Деятельность воспитателя
    ‒ изучает уровень речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей ребенка и определяет основные направления и содержание коррекционно- логопедической работы с каждым; ‒ формирует правильное речевое дыхание, чувство ритма, выразительность речи, послоговое чтение; ‒ работает над просодической стороной речи интонацией, ударением, темпом; ‒ корректирует недостатки звукопроизношения и слоговой структуры слова; ‒ совершенствует фонематические процессы; ‒ отрабатывает новые лексико- грамматические категории; ‒ предупреждает нарушения письма и чтения. ‒ учитывает лексические темы при проведении занятий в группе в течение недели. ‒ пополняет, уточняет и ак­тивизирует словарный запас детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов; ‒ закрепляет навыки правильного произношения на индивидуальных занятиях по заданию логопеда; ‒ следит за грамматическими формами речи детей; ‒ включает отработанные грам­матические конструкции в ситуации естественного общения; ‒ формирует связную речь; ‒ заучивает стихотворения, потешки и тексты; ‒ знакомит детей с художественной литературой; ‒ работает над пересказом и составлением различных видов рассказа; ‒ развивает понимание речи, внимание, память, логическое мышление, воображение в игровых упражнениях.

    Существуют различные варианты взаимодействия логопеда и воспитателя при проведении коррекционной работы.

    1. Занятия воспитателя предшествуют логопедическим занятиям, т.е. подготавливают детей к ним. Например, воспитатель проводит работу по накоплению, расширению и активизации словаря, тем самым создавая речевую, познавательную и мотивационную базу для логопедических занятий. В то время как логопед проводит работу с накопленным речевым материалом, но уже с применением специальных упражнений по словообразованию и словоизменению.

    2. Воспитатель закрепляет учебный материал. Очень важна его роль в проведении занятий. Он четко должен знать особенности методики обуче­ния детей в коррекционных группах, задачи и содержание занятий воспитателя.

    Логопед и музыкальный руководитель ‒ специалисты, которые взаимодействуют по множеству параметров. Основные ‒ музыка, речь, движение. Важность развития правильного дыхания, просодических компонентов голоса, координации движений также объединяет цели обоих специалистов. Эта работа является неотъемлемой частью работы с детьми на музыкальных занятиях в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Раздел «Музыка». Музыкальный руководитель формирует общие предпосылки для речевого развития, включая в занятия упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства», развитие слухового восприятия, двигательной памяти.

    Далее представлены виды деятельности детей, рекомендуемые для включения в музыкальные занятия с целью развития правильного дыхания, просодических компонентов голоса, темпо-ритмического развития речи (Г.А. Волкова, Г.Р. Шишкина).

    Ритмизированные стихи (ритмодекламации, песни) с мимическими картинками;

    Пальчиковые игры без музыки, пальчиковые песни;

    Координационно-подвижные игры, игры в парах, «массаж»;

    Песни с импровизацией;

    Мелодекламации;

    Импровизационное движение

    Игра на детских музыкальных инструментах

    Указанные виды деятельности будут сближать музыкально-ритмические занятия с логоритмическими. Даже при отсутствии выделенного для логоритмики времени логопед всегда может использовать доступные для его него логоритмические приемы на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а если взаимодействие с музыкальным руководителем налажено, то проблема логоритмического воспитания будет решена на музыкальных занятиях.

    В речевых группах взаимодействие логопеда с музыкальным руководителем может осуществляться достаточно легко (взаимопосещения, педагогические советы, подготовка к совместным мероприятиям).

    Взаимосвязь с инструктором по физической культуре осуществляется по нескольким направлениям.

    1. Развитие речевого дыхания ‒ включение в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, плавность и длительность выдоха и т.д.

    2. Развитие моторики:

    Развитие общей моторики ‒ учет на занятиях особенностей развития общей моторики детей с различными речевыми нарушениями;

    Развитие ручной и пальчиковой моторики ‒ включение в занятия статических и динамических упражнений для развития мелкой моторики;

    Похожие статьи