• Почему тянут слова когда читают азан. Азан - это что такое? Как читать азан

    08.03.2024

    Азан читается сразу после наступления времени намаза. Азан — это призыв мусульман к чтению обязательной молитвы. Азан является оглашением времени молитвы. Человек, который дает азан, называется муадзином. Желательно, чтобы у муадзина был прекрасный голос. Единобожники читают в сутки, соответственно перед каждой молитвой звучит азан. Икамат (камат) — это приглашение мусульман к обязательной коллективной молитве. Азан — это сунна-му’аккада, близкая по силе и важности к ваджибу.

    • Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)
      (Аллах превыше всего)
    • Ашхаду алля иляяха илляллах (2 раза)
      (Я свидетельствую, что нет объекта достойного для поклонения, кроме Единого Бога)
    • Ашхаду анна мухаммадар-расулюлЛах (два раза)
      (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха)
    • Хайя ‘аля ссоляя (два раза)
      (Спешите на молитву)
    • Хайя ‘аляль-фалях (два раза)
      (Спешите к спасению)
    • Аллаху акбарул-лаху акбар
      (Аллах превыше всего)
    • Ля иляха илляллах
      (Нет никого и ничего достойного следования законам, кроме следования за совершенными законами Всевышнего Аллаха)

    Икамат (камат) с транскрипцией на русском языке

    Икамат (камат) - это призыв на намаз, произносимый непосредственно перед выполнением фард-намаза (обязательной молитвы)

    Следует отметить, что при призыве к утреннему намазу после слов: «Хайя ‘аляль-фалях», перед «Аллаху акбар» добавляются слова: «Ассаляту хайрум минан наум! Ассаляту хайрум минан наум!»

    Слова икамата по ханафитскому мазхабу

    • Аллаху акбарул-лааху акбар (2 раза)
      (Аллах превыше всего)
    • Ашхаду алля иляха илляллах (2 раза)
      (Я свидетельствую, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха)
    • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах (два раза)
      (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Бога)
    • Хайя ‘аля ссоля (два раза)
      (Спешите на молитву)
    • Хайя ‘аляль-фаляях (два раза)
      (Спешите к спасению)
    • Кад каматис-соляту кад каматис-соля
      (Молитва начинается)
    • Аллааху акбарул-лааху акбар
      (Аллах превыше всего)
    • Ля иляха илляллах
      (Нет ни кого и ничего, нет ни какого объекта достойного поклонения, кроме Аллаха)

    Слова икамата по шафиитскому мазхабу

    • Аллаху акбарул-лаху акбар
      (Аллах превыше всего)
    • Ашхаду алля иляха илляллах
      (Я свидетельствую, что нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Всевышнего Господа)
    • Ашхаду анна мухаммадар-расулюллах
      (Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Единого Бога)
    • Хайя ‘аля ссоляя
      (Спешите на молитву)
    • Хайя ‘аляль-фаляях
      (Спешите к спасению)
      Кад каматис-соляяту кад каматис-соля
    • (Молитва начинается)
    • Аллаху акбарул-лаху акбар
      (Аллах превыше всего)
    • Ля иляха илляллах
      (Нет ничего и никого, нет ни какого объекта поклонения, кому можно было бы поклоняться, кроме Аллаха, так как все остальные «боги» вымышленные идолы или же являются созданными творениями, а поклонятся творениям Всевышнего запрещено)

    Времена пяти ежедневных молитв

    Время прочтения 5 обязательных намазов:

    • Фаджр (утренний намаз) наступает с момента рассвета до самого восхода солнца.
    • Зухр (полуденный намаз) начинается после зенита солнца до позднего вечера.
    • Аср (предвечерний намаз) наступает с позднего вечера до заката.
    • Магриб (вечерний намаз) начинается с момента заката солнца до сумерек (когда небо становится совсем темным).
    • Иша (ночной намаз) наступает с момента сумерек (кромешной темноты) до начала рассвета.

    Все эти молитвы должны читаться в упомянутые выше моменты. Однако есть исключения, когда допускается объединение молитв. Например, Зухр и Аср или Магриб и Иша могут читаться сразу друг за другом. Вы можете объединить эти две молитвы, когда путешествуете, если больны, очень сонные, очень усталые, или если вы не можете контролировать свое расписание (занятия или работу). Это исключения и не должны становиться нормой.

    Если вы молитесь в Масджиде (мечеть) в конгрегации, при плохих погодных условиях, таких как дождь, снег, лед и т.д., тогда допустимо объединить эти две молитвы.

    Достоинство Азана

    Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

    «Когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время икамы, а когда объявление о начале молитвы завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и сердцем его и внушать ему: «Вспомни о том-то и том-то», о чём тот и не помышлял (до молитвы, и он делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном) положении, не ведая, сколько (ракатов) молитвы он совершил».

    Слова азана произносятся громко и медленно. При произношении азана руки поднимаются согласно тому мазхабу, которого придерживается читающий азан.

    Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе .

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом» . Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому» .

    Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда» . Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а » (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется .

    Азан это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению . Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан , исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха .

    Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.

    Слова азана

    Произносятся медленно и растянуто:

    Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза)

    (Аллах превыше всего).">أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ الله

    Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза)

    اللَّهُ إلاَّ إلَهَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ

    (Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).

    Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза)

    (Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).

    أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ

    Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)

    (Спешите на молитву).

    حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ

    Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)

    (Спешите к спасению).

    حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح

    Аллааху акбарул-лааху акбар

    الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ

    Ляя иляяхэ илля ллаах

    (Нет бога, кроме Аллаха).

    لاَ إلَهَ إلاَّ الله

    В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм » النَّوْمِ مِنْ خَيْرٌ الصَّلاَةُ («молитва лучше сна»).

    Икамат это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда) .

    Слова икамата

    Произносятся размеренно:

    У ханафитов:

    Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).

    Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).

    Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).

    Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).

    Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).

    Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ

    (Молитва начинается).

    Аллааху акбарул-лааху акбар.

    Ляя иляяхэ илля ллаах.

    У шафиитов:

    Аллааху акбарул-лааху акбар.

    Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.

    Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах.

    Хайя ‘аля ссаляя.

    Хайя ‘аляль-фаляях.

    Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.

    Аллааху акбарул-лааху акбар

    Ляя иляяхэ илля ллаах.

    Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).

    Действия тех, кто слышит азан или икамат

    Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно , а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа »), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной») .

    По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:

    Транслитерация:

    «Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».

    اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ

    آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

    وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

    Перевод:

    «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля» и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»

    Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День] » .

    Желательно чтение ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута ». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу? » Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах » .

    Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.

    Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.

    То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.

    Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.

    Ему не обязательно при этом иметь омовение.

    «Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.

    Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться».

    Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.

    При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.

    1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.

    2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.

    3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.

    4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.

    5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.

    6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.

    7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.

    Азан

    اَللهُ أَكْبَرُ

    Алла́ху акьбар
    Перевод: «Аллах велик»
    (произносится 4 раза)

    أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

    Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
    Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
    (произносится дважды)

    أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ

    Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
    Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
    (произносится дважды)

    حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ

    Хайя ‘аляс-саля́х
    Перевод: «Спешите на молитву!»
    (произносится дважды)

    حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ

    Хайя ‘аляль-фаля́х
    Перевод: «Спешите к спасению!»
    (произносится дважды)

    اَللهُ أَكْبَرُ

    Алла́ху акьбар
    Перевод: «Аллах велик»
    (произносится дважды)

    لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ

    Ля́ иля́ха иллялла́х
    Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»

    Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.

    (Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)

    Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).

    Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.

    Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.

    Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:

    الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ

    Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
    Перевод: «Намаз лучше сна»

    После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).

    Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.

    Икамат

    Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:

    1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.

    3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.

    4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.

    5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.

    6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:

    قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ

    Код ко́матис-саля́х
    Перевод: «Намаз начался»

    7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.

    8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.

    Правила азана и икамата

    1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).

    2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.

    3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.

    5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард "айн» (пятикратного и пятничного намаза).

    Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:

    لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ

    Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
    Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»

    Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:

    صَدَقْتَ وَبَرَرْتَ

    Садакта ва барарта

    По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:

    اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ

    Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.

    Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».

    7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:

    أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا

    Ако́махалла́ху ва ада́маха́
    Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»

    8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:

    а. совершение намаза;

    б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);

    в. во время месячных и послеродового кровотечения;

    г. во время еды;

    д. при интимной близости.

    9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.

    10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.

    11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.

    12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.

    13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.

    14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.

    15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.

    16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.

    17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.

    18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.

    19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.

    Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Каабы. После азана читается икамат, после чего читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников.

    Согласно сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), считается нежелательным без уважительной причины покидать мечеть в промежутке между азаном и икаматом. Продолжительность чтения азана зависит от растягивания его слов.

    До появления азана мусульмане исполняли пятикратный намаз отдельными группами. Люди совершали намаз вместе с теми, кто присутствовал, и в результате на каждый намаз приходилось несколько маленьких групп. Желанием Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) было собрать всех сахабов в одно время, чтобы сформировать единую группу для каждого намаза. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) посоветовался со своими сподвижниками по этому поводу.

    Некоторые сподвижники предложили разжигать большой костер для каждого намаза, чтобы сообщить людям о времени коллективной молитвы, другие предлагали использовать звук соударяющихся палок. Часть сахабов предложила использовать для этих целей колокол. Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) предпочел отвергнуть эти предложения, так как они были похожими на способы, которые использовали иудеи и христиане для созыва своих собраний.

    В одно утро Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) в спешке пришел к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) по поводу увиденного им сна. Во сне Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) увидел кого-то (ангела), держащего несколько палок, и предложил ему продать эти палки. Ангел спросил причину желания купить палки. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) объяснил, что он хотел созывать мусульман на совместную молитву соударением палок. Ангел сказал: «Не показать ли тебе лучший способ?» После чего ангел произнес весь азан. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) прочел азан перед Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), услышав о сне и азане, сказал: «Это правдивый сон». В сборниках хадисов также упоминается, что в ту ночь одиннадцать сахабов (р.а.) увидели тот же сон.

    Впоследствии хазрат Джибриль (алейхиссалям) сказал посредством откровения Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) принять этот способ азана для созыва джамаата. После этого Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал Абдулле ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) показать Билялю (р.а.), как исполнять азан, так как Биляль (р.а.) обладал сильным голосом. Другой сахаб - Абдулла ибн Умме Махтум (р.а.) — был также назначен Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в качестве муэдзина.

    Азан является одной из характерных, отличительных черт (символов) Ислама. Необходимо произносить азан перед каждым фард-намазом. Если в какой-либо местности не используют азан для призыва на совместный намаз, их небрежность может быть рассмотрена как грешная.

    Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что когда произносится азан, шайтан поворачивается спиной, испуская газы, бежит до того места, откуда он уже не может слышать азан. (Мишкаат, том 1, глава об азане).

    Хазрат Му’авиях (р.а.) передал, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «У муэдзинов будут самые длинные шеи в День Воскрешения». (Там же)

    Хазрат Абу Саид Худри (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто из людей, джинов или иных живых созданий слышит голос муэдзина, будет свидетелем муэдзину в День Воскрешения.» (Там же)

    Хазрат Джабир (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уааллям) сказал: «Кто бы ни ни произнес дуа Василя за меня (предписанное дуа после азана), мое заступничество за него в День Воскрешения станет обязательным.» (Там же)

    6411

    Определение Азана и Икамат

    Икамат

    Объявление о начале молитвы посредством определенного зикра

    Азан

    Оповещение о наступлении времени молитвы посредством определенного зикра (поминания)

    Шариатское постановление относительно азана и икамата

    1. В отношении группы людей (джама’ата):

    азан и икамат являются утвержденной сунной, узаконенной только для пяти молитв, как в путешествии, так и вне него.

    Ведь азан и икамат относятся к внешним обрядам ислама, и их окончательное оставление не является дозволенным.

    Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если наступит (время) молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом” . [Хадис согласован]

    2. В отношении одного лица:

    азан и икамат являются сунной. Передается от ’Укъба бин ’Амира, что он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “Ваш Господь удивляется пастуху овец на вершине горы, который дает азан и совершает молитву. И говорит Аллах Всемогущий и Великий: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай” . [Приводится у ан-Насаи]

    Мудрость, заложенная в азане

    1. Оповещение о времени и месте молитвы.

    2. Побуждение к коллективной молитве.

    3. Пробуждение беспечных, напоминание забывшим о совершении молитвы, являющейся одной из самых великих милостей.

    Когда был узаконен азан? И что послужило причиной этого?

    Азан был узаконен в первом году хиджры. И причиной тому послужила нужда в установлении какого-либо знака, по которому люди могли бы узнавать о наступлении времени молитвы.

    И мусульмане, посоветовавшись, не пришли к какому-либо определенному решению. Когда же наступила ночь, АбдуЛлах ибн Зейд увидел во сне человека, несущего колокол.

    Тогда АбдуЛлах сказал ему: “Продаешь ли этот колокол?” Тот человек в свою очередь спросил: “А что ты будешь с ним делать?” Сказал АбдуЛлах: “Мы будем призывать на молитву посредством него”.

    Тогда тот мужчина сказал: “Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем это?” Сказал АбдуЛлах: “Укажи”. И тогда тот человек обучил его азану, а затем икамату [Приводится у ад-Дарими] .

    Сказал АбдуЛлах: “Утром я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему о своем сне. И тогда он сказал: “Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя”. [Приводится у Абу Дауд]

    Достоинства азана

    1- В Судный день за муаззина будет свидетельствовать все, чего достигал его голос.

    Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Каждый, кто из джиннов, людей и всего сущего услышит предел голоса муаззина, тот будет свидетельствовать за него (муаззина) в день Воскрешения” . [Приводится у аль-Бухари]

    2- Если бы люди знали, какое благо на самом деле заключается в азане, то они бы состязались за право давать азан.

    Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если бы люди знали, что заключено в призыве (на молитву) и первом ряду, а затем бы не нашли ничего, кроме как бросить жребий за это, то они бы его бросили” . [Приводится у аль-Бухари]

    Условия действительности азана

    1. Призывающий на молитву должен быть мусульманином мужского пола, находящимся в разуме.

    2. Соблюдение очередности слов азана.

    3. Беспрерывность азана, то есть между словами азана не должно быть большого перерыва.

    4. Азан должен совершаться при наступлении времени молитвы.

    Желательные действия в отношении того, кто дает азан

    1. Быть обращенным в сторону Киблы.

    2. Соблюдение ритуальной чистоты, как от большого осквернения, так и от малого.

    3. Поворачивание головы направо и налево при произнесении слов “Спешите на молитву, спешите к успеху”.

    4. Положить в уши указательные пальцы обеих рук.

    5. Желательно, чтоб муаззин обладал красивым и сильным голосом.

    6. Четкость в произношении звуков и растягивание азана с соблюдением соответствующих правил.

    Следует положить два указательных пальца в уши

    Форма азана и икамата

    1. Форма азана: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду алля илаха илля Ллах. Ашхаду анна Мухамада ррасулю Ллах, ашхаду анна Мухамада-ррасулю Ллах. Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях! Хаййа’аляль-фалях! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля илаха илля Ллах” . [Приводится у Муслим]

    2. Форма икамата: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду алля илаха илля Ллах. Ашхаду анна Мухамада ррасулю Ллах, ашхаду анна Мухамада-ррасулю Ллах. Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях! Хаййа’аляль-фалях! Къади къамати-съ-съаляту, къади къамати-съ-съалят (у). Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля илаха илля Ллах” .

    Желательные действия в отношении того, кто слышит азан

    1. Повторение вслед за муаззином, за исключением слов: “Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях!” .

    В этом случае следует сказать: “Ля хауля уа ля къууата илля биЛлах” (“Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха”.). [Приводится у аль-Бухари]

    2. Слова после завершения азана: “Ашхаду ан ля илаха илля Ллаху уахдаху ля шарика ляху, уа анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху, радыйту би-Ллахи раббан, уа би-Мухаммадин расулян, уа билль-ислями динан”

    (Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад - Его раб и посланник. Я доволен Аллахом, как Господом, Мухаммадом, как посланником, исламом, как религией”). [Приводится у Муслим]

    3. Попросить благословения для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем сказать: “Аллахумма раба хазихи д-дау’ати т-таммати, уасъ-съалятиль-къаимати, ати Мухаммадан аль-уасиляиа уаль-фадылята, уа б’асьху макъаман махьмудан аллязьи уа’адтаху”

    (О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, даруй Мухаммаду аль-Уасиля и высокое положение и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему”). [Приводится у аль-Бухари]

    4. Совершение ду’а, так как мольба между азаном и икаматом не бывает отверженной.

    Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, мольба между азаном и икаматом не отвергается” . [Приводится у Ахмад]

    Некоторые постановления, связанные с азаном и икаматом

    1. В случае объединения двух молитв, например, как обеденной (зухр) и послеобеденной (аль-›аср), следует ограничиться одним азаном, а затем произнести икамат отдельно для каждой из молитв.

    2. Если икамат был произнесен, а затем возникла задержка с началом молитвы, то нет нужды в повторении икамата.

    3. Муаззину следует сторониться ошибок в произношении. Некоторые примеры таких ошибок:

    а) произношение с вопросительной интонацией, что осуществляется в арабском языке путем добавления буквы “хамза” в начале слова. Например, так: “ААллаху ААкбар?”

    б) протяжение звука “а” после буквы “б” в слове “акбар”. Например, так: “Аллаху Акбаар”.

    в) Добавление буквы “уау”, имеющие значение союза “и” в русском языке. Например, так: “Аллаху уа Акбар”.

    4. Если был дан икамат для начала обязательной коллективной молитвы, то начинать дополнительную молитву запрещается.

    Если же человек начал совершение дополнительной молитвы, а затем был дан икамат, то ему следует довести ее до конца с условием, что до ее завершения остается немного.

    В противном же случае, ему следует прервать ее без таслима (однако, если это будет с таслимом, то в этом нет ничего предосудительного) и присоединиться к имаму в совершении обязательной молитвы.

    5. Азан несовершеннолетнего, но при этом различающего мальчика (мумайиз) является действительным.

    6. Азан является узаконенным также и в том случае, если человек проспит время молитвы или забудет совершить ее вовремя.

    И доказательством тому является то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (когда он вместе со сподвижниками проспали утреннюю молитву и проснулись при восходе солнца) “повелел Билялю, и тот дал азан. Затем они совершили омовение и выполнили желательные два рака’ата, совершаемые перед утренней молитвой. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел Билялю, и тот произнес слова икамата. И тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, провел утреннюю молитву” . [Приводится у Абу Дауд]

    7. Тот, кого азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.

    Передается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Повелел нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что если кто-либо из вас находился в мечети, а затем призвали к молитве, то пусть не выходит, пока не совершит молитву” . [Приводится у Ахмад]

    Чего не следует делать

    1. Чрезмерность в распевании азана, которая приводит к изменению букв, харакатов, добавлению и убавлению звуков.

    2. Произношение слов благословения и приветствия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, громким голосом после азана.

    3. Слова “Акъамаха Ллаху уа адамаха” после того, как человек, говорящий икамат скажет: “Къад къамати съ-съаляту”.

    Тому, кто повторяет за этим человеком, следует сказать также “Къад къамати съ-съаляту”.

    Азан утренней молитвы:

    В слова азана утренней молитвы следует добавить: “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум” дважды.

    Подтверждением этого являются слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Если же будет утренняя молитва, то говори: “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум”, “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум” [Приводится у Абу Дауд] .

    Похожие статьи
    • Почему я отказалась от перевёрнутых карт

      Перевернутые карты могут иметь различные значения, и иногда трудно понять, что именно они обозначают. Некоторые авторы предлагают рассматривать значения карт только в правильном положении, разворачивая те карты, которые оказываются перевернутыми....

      Ремонт
    • Что значит сон о муже у духовных искателей

      Нет ничего странного и удивительного в том, что женщина видит во сне своего мужа – вероятно, она думает и беспокоится о нем. Однако иногда подобное сновидение может служить определенным предсказанием или предостережением, объяснить которое помогут...

      Укладка
    • Онлайн тесты гиа по химии

      Для школьников, которые планируют в будущем освоить профессию, связанную химией, ОГЭ по этому предмету очень важен. Если вы хотите получить на испытаниях лучшую оценку, начните подготовку немедленно. Лучшее количество баллов при выполнении работы –...

      Кухня