• Бахаев Степан Антонович. Биография. Награды. Звания. Фото. Степан антонович бахаев

    23.03.2024

    С. А. Бахаев родился в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области. После окончания школы ФЗУ при Новолипецком металлургическом заводе окончил Липецкий аэроклуб.

    В январе 1941 года призван в армию направлен в Краснодарскую военную авиационную школу пилотов. С 1943 года Бахаев служил в 515-м истребительном авиационном полку до конца войны, участвовал в освобождении Украины и в боях на территории Польши и Германии.

    За время Великой Отечественной войны старший лейтенант Бахаев сделал 112 боевых вылетов, принимал участие в 28 воздушных боях, сбил 13 самолётов врага.

    После войны С. А. Бахаев продолжил службу в авиации. С мая 1951 года участвовал в боевых действиях в Корее, совершил 70 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении интернационального воинского долга Степану Антоновичу Бахаеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

    После окончания корейской командировки С. А. Бахаев продолжал службу в составе 523-го истребительного авиаполка на Дальнем Востоке.

    26 апреля 1959 года лётчик попал в аварию, вынужден был катапультироваться, получив при этом травму позвоночника. После этого Бахаеву пришлось уйти в отставку. Проживал в городе Богодухов Харьковской области, где скончался 5 июля 1995 года.

    Награды

    • Герой Советского Союза - Медаль «Золотая Звезда»
    • Орден Ленина,
    • Орден Красного Знамени
    • Орден Красного Знамени
    • Орден Красного Знамени
    • Орден Красного Знамени
    • Орден Отечественной войны 1-й степени,
    • Орден Отечественной войны 2-й степени,
    • Орден Красной Звезды
    • Орден Красной Звезды
    • Медали

    Память

    • В честь героя на доме в Липецке установлена мемориальная доска.
    • 26 апреля 1995 года его именем назвали одну из новых улиц в Липецке в посёлке Матырский - улицу Бахаева.

    Степан Антонович Бахаев (2 февраля 1922 Двуречки Грязинский район Липецкой области - 5 июля 1995 Богодухов Харьковская область) - военный летчик, Герой Советского Союза.

    Биография

    С. А. Бахаев родился в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области. После окончания школы ФЗУ при Новолипецком металлургическом заводе окончил Липецкий аэроклуб.

    В январе 1941 года призван в армию направлен в Краснодарскую военную авиационную школу пилотов. С 1943 года Бахаев служил в 515-м истребительном авиационном полку до конца войны, участвовал в освобождении Украины и в боях на территории Польши и Германии.

    За время Великой Отечественной войны старший лейтенант Бахаев сделал 112 боевых вылетов, принимал участие в 28 воздушных боях, сбил 13 самолётов врага.

    После войны С. А. Бахаев продолжил службу в авиации. С мая 1951 года участвовал в боевых действиях в Корее, совершил 70 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении интернационального воинского долга Степану Антоновичу Бахаеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

    После окончания корейской командировки С. А. Бахаев продолжал службу в составе 523-го истребительного авиаполка на Дальнем Востоке.

    26 апреля 1959 года лётчик попал в аварию, вынужден был катапультироваться, получив при этом травму позвоночника. После этого Бахаеву пришлось уйти в отставку. Проживал в городе Богодухов Харьковской области, где скончался 5 июля 1995 года.

    Награды

    • Герой Советского Союза - Медаль «Золотая Звезда»
    • Орден Ленина,
    • Орден Красного Знамени
    • Орден Красного Знамени
    • Орден Красного Знамени
    • Орден Красного Знамени
    • Орден Отечественной войны 1-й степени,
    • Орден Отечественной войны 2-й степени,
    • Орден Красной Звезды
    • Орден Красной Звезды
    • Медали

    Память

    • В честь героя на доме в Липецке установлена мемориальная доска.
    • 26 апреля 1995 года его именем назвали одну из новых улиц в Липецке в посёлке Матырский - улицу Бахаева.

    Степан Бахаев родился 2 февраля 1922 года в селе Двуречки, ныне Грязинского района Липецкой области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества в 1940 году. Работал доменщиком на Новолипецком металлургическом заводе, учился в аэроклубе. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов.

    С июля 1943 года младший лейтенант С. А. Бахаев служил в составе 515-го истребительного авиационного полка, воевал в его составе до самого конца войны.

    К маю 1945 года старший лейтенант С. А. Бахаев выполнил 109 успешных боевых вылетов на истребителях Як-7 и Як-9. Проведя 26 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника лично и 3 в группе с товарищами (3-й результат в полку).

    Летом 1950 года капитан С. А. Бахаев в составе 523-го истребительного авиационного полка (303-я ИАД) убыл на Дальний Восток.

    В то время необходимо было переучить часть авиачастей 54-й Воздушной армии на новую реактивную технику и одновременно нести боевое дежурство на границах Приморья.


    * * *

    Список известных побед старшего лейтенанта С. А. Бахаева в ВОВ:
    (Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


    п / п
    Д а т а Сбитые
    самолёты
    Место воздушного боя
    (одержанной победы)
    Свои
    самолёты
    1 31.08.1943 г. 1 FW-189 (в группе - 1 / 3) Чугуев - Горб Як-7, Як-9.
    2 10.09.1943 г. 1 Ме-109 юж. Трофимовка
    3 15.10.1943 г. 1 Не-111 (в группе - 1 / 4) Козинка
    4 22.10.1943 г. 1 FW-190 Завьяловка
    5 1 Ju-88 (в группе - 1 / 3) юж. Анновка
    6 21.07.1944 г. 1 FW-190 Перевоз
    7 27.07.1944 г. 1 FW-190 Демблин
    8 1 FW-190 сев. Демблин
    9 05.08.1944 г. 1 FW-190 сев. Боска Воля
    10 06.08.1944 г. 1 FW-190 Грабув
    11 30.01.1945 г. 2 FW-190 Швибус
    12 28.02.1945 г. 1 Ju-87 юго - зап. окр. аэр. Финовфурт
    13 18.03.1945 г. 1 FW-190 юж. Штеттин
    14 1 FW-190 зап. Альтдамм

    Всего сбитых самолётов - 12 + 3; боевых вылетов - 109; воздушных боёв - 26.

    26 декабря 1950 года американский разведывательный самолёт RB-29 вторгся в советское воздушное пространство, и поднятая на перехват пара "МиГов" из состава 1-й эскадрильи 523-го ИАП (ведущий - старший лейтенант С. А. Бахаев, ведомый - лейтенант Н. К. Котов) получила приказ посадить нарушителя или уничтожить. Над мысом Сейсюра (устье реки Тюмень - Ула) наши лётчики после короткого боя сбили этот "Боинг".


    Весной 1951 года полк был направлен в Северную Корею. Там, с апреля 1951 по февраль 1952 года, Степан Антонович совершил 180 боевых вылетов, в 63 воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника, ещё 3 победы не получили официального подтверждения.

    Удалось найти подтверждения 10 побед, из них:

    1) Поистине настоящее сражение произошло 24 июня 1951 года между американскими лётчиками из 8-й и 49-й ИБАГ и советскими лётчиками. В этот день большая группа F-80 попыталась нанести бомбово - штурмовой удар по одному из железнодорожных узлов в районе Ансю. В 8:13 в районе Созан было обнаружено 16 самолётов F-80, которые на высоте 5000 метров следовали в район Ансю.

    В 8:22 по команде с КП дивизии 1-я эскадрилья в составе 10 МиГ-15 под командованием командира эскадрильи Гвардии майора А. П. Трефилова произвела боевой вылет на перехват штурмовиков противника в районе Ансю.

    В 8:29 Трефилов, следуя своей группой на высоте 6000 метров в боевом порядке левый пеленг звеньев, в 10 км юго - западнее Ансю, на высоте 1500 - 2000 метров увидел до 16 F-80, которые наносили бомбово - штурмовые удары по железнодорожной станции Ансю, и вступил с ними в бой.


    Капитан С. А. Бахаев, следуя за парой майора Трефилова, левее себя на удалении 1,5 - 2,0 км увидел пару F-80 и пошёл на сближение с ними. Проскочив противника на встречно - пересекающихся курсах, капитан Бахаев произвёл левый боевой разворот, а пара F-80 произвела правый разворот. Бахаев своей парой зашёл сзади сверху к паре F-80 и, сблизившись на дистанцию 500 метров, открыл огонь по ведомому самолёту. В результате атаки F-80 был сбит и упал в море в 15 км юго - западнее Ракоцин. Ведущий F-80 заметил атаку пары МиГ-15и переворотом с резким снижением ушел за береговую черту. Капитан Бахаев из атаки вышел левым разворотом с набором высоты, после чего продолжил поиск противника в заданном районе.

    В этом бою Бахаеву удалось серьёзно повредить F-80 пилота 36-й аэ 8-й ИБАГ Телмеджа Уилсона и ранить пилота. Уилсону удалось долететь до своей базы и посадить свой подбитый самолёт, который через 4 дня списали в утиль.

    2) 19 августа 1951 года лётчики 18-го Гвардейского ИАП в составе 8 машин совместно с полковой группой в 28 экипажей из 523-го ИАП провели бой с 3 группами "Сейбров" общим количеством 24 - 30 машин, в 9 часов 15 минут в районе Тэйсю. Лётчики 18-го полка попали под удар большой группы "Сейбров" и, пока подоспели лётчики 523-го ИАП, понесли потери: были сбиты капитан В. А. Сохань и лейтенант В. Т. Кондратов. Причём обоих сбил лётчик 334-й АЭ 1-й лейтенант Ричард Беккер. Благо обоим нашим лётчикам удалось благополучно покинуть свои подбитые машины и вернуться в часть. Лётчикам 18-го ГвИАП удалось сбить только один "Сейбр", и сделал это капитан А. А. Калюжный.

    Подоспевшие лётчики 523-го ИАП дали возможность выйти из боя лётчикам 18-го полка и провели короткий, но ожесточённый бой с двумя десятками "Сейбров". По докладам вернувшихся после этого боя лётчиков полка, капитану С. А. Бахаеву и старшему лейтенанту В. П. Филимонову удалось сбить 2 "Сейбра", а капитану И. И. Тюляеву и старшему лейтенанту А. M. Шевареву удалось повредить ещё 2 "Сейбра", без своих потерь. Был только легко повреждён самолёт старшего лейтенанта А. А. Обухова, который благополучно вернулся на свой аэродром. Однако по какой-то причине эти победы не были засчитаны командованием корпуса.

    Американская сторона вновь не сообщает о каких - либо потерях своих F-86 в этот день, а вот повреждение одного "МиГа" записали на счёт 1-го лейтенанта Джилла Гарретта.


    3) 19.09.1951 года. Засчитан F-84E. Всего в этот день пилоты корпуса заявили 7 побед, но противник признал лишь одну: F-84E №51-528 из 49-й ИБАГ. Является ли Бахаев "автором" этой победы можно пока лишь предполагать...

    4) 25.09.1951 года. Засчитан F-86A. Сбит на встречных курсах, причём "Сейбр" взорвался в воздухе, а обломки упали в 30 - 40 км южнее Тайсена. Американцы вновь не признали потреи. Странно, чьи же тогда обломки нашил поисковые службы?..

    5) 26.09.1951 года. Засчитан F-86A - упал в море в районе Дзюйсена. Вновь не подтверждается американцами.

    6) 06.10.1951 года. F-86A из 336-й АЭ 4-го ИАКР. На сей раз признали...

    7) 23.10.1951 года. B-29 №44-23347 из 372-й АЭ 307-й БАГ (дотянул до базы в Кимпо, где был списан в утиль). Это был так называемый "Чёрный вторник" ВВС США. В этот день 9 B-29 из 307-й БАГ под прикрытием 55 F-84 и 34 F-86 атаковали аэродромы Намси и Тайсен. на их перехват поднялись 58 МиГ-15 из 303-ей ИАД и 26 МиГ-15 из 324-й ИАД. В ходе боя помимо победы Бахаева было сбито ещё 7 B-29 и 1 (последний из девятки) повреждён. Так же был потерян и F-84E №50-1220 из 111-й АЭ 136-го ИБАКр, пилот которого Дж. Шеумекер погиб (его сбил лейтенант Л. К. Щукин). Только из состава экипажей B-29 55 человек погибло и пропало без вести и 12 было тяжело ранено... 64-й ИАК лишился 1 "МиГа" - старший лейтенант Хуртин из 523-го ИАП погиб от атаки командира 336-й АЭ майора Р. Крейтона.



    8) 29.11.1951 года. Засчитан F-86, сбитый в районе Дзюнсена (вновь не подтверждается американцами).

    9) 01.1952 года. F-86E №50-0635 из 16-й аэ 51-го ИАКр. Пилот Джон Логойда погиб.

    10) 18.01.1952 года состоялась ещё одна встреча лётчиков 64-го корпуса со штурмовиками из 49-й ИБАГ. В этот день мелкие группы F-84Е действовали недалеко от Аньдуня, выходя в районы цели со стороны моря. В ходе боя Бахаевым был серьёзно подбит F-84Е с № 51-669 из состава 49-й ИБАГ. Американский пилот хоть и долетел до своей базы в Тэгу, но разбился при посадке. Старший лейтенант К. Т. Шальнов также сбил один F-84, который ему официально не засчитали.

    За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, заместителю командира эскадрильи 523-го истребительного авиационного полка капитану С. А. Бахаеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Вернувшись в Советский Союз продолжал служить в ВВС. С 1959 года инспектор потехнике пилотирования 523-го ИАП майор С. А. Бахаев - в запасе. Жил в городе Богодухов Харьковской области (Украина). Умер 5 июля 1995 года.

    Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями. Мемориальная доска установлена в Липецке.

    Родился в селе Двуречки (Липецкая область) 2 февраля 1922 г. Окончил семилетку и фабрично-заводскую школу в 1940 г. Работал на металлургическом заводе доменщиком, учился в аэроклубе. С 1941 г. в армейских рядах, в 1943 г. окончил Краснодарскую авиационную школу.

    Служба.

    С 1943 г. служил в составе 515-го истребительного полка, в котором воевал до окончания войны. Старший лейтенант Бахаев совершил 109 боевых вылетов на Як-7 и Як-9. К окончанию войны провел 26 боев, сбив 12 немецких самолетов.

    В 1950 г. Капитан С. А. Бахаев в составе 523 авиационного полка (303-я ИАД) отправлен на Дальний Восток. Тогда было нужно переучить авиачасти 54-й Воздушной армии на реактивную технику и одновременно охранять границы в Приморье.

    В декабре 1950 г. в воздушное пространство страны вторгся американский самолет-разведчик RB-29, на перехват подняли 2 МиГа, ведущий – старший лейтенант Бахаев и ведомый – лейтенант Котов получили приказ посадить разведовательный самолет или уничтожить. После короткого боя летчики уничтожили «Боинг».

    Весной 1951 г. полк отправлен в КНДР, там, в течение года, Степан Бахаев совершил 180 боевых вылетов, участвовал в 63 воздушных боях, сбил 11 американских самолетов.

    Военная биографии.

    Крупное воздушное сражение произошло 24 июня 1951 г. между американскими пилотами 8-й и 49-й ИБАГ и нашими летчиками. Большая группа F-90 пыталась разбомбить железнодорожный узел в районе Ансю. 1-я эскадрилья, состоявшая из 10 МиГ-15, произвела вылет на перехват американских штурмовиков. В бою капитан Бахаев сбил один самолет и повредил еще один, ранив пилота. Американский пилот смог долететь до своей базы и успешно произвести посадку подбитого самолета, который был списан в утиль через 4 дня.

    Награды. Звания.

    В январе 1952 г. произошла еще одна встреча летчиков со штурмовиками 49-й ИБАГ. В ходе боя Бахаев серьезно подбил F-84 из состава 49-й ИБАГ. В этот раз американец тоже смог долететь до своей базы в Тэгу, но при посадке разбился.

    За отвагу и мужество, проявленные в ходе воздушных боев, капитану Бакаеву 13 ноября 1951 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

    По возвращению домой С. А. Бахаев продолжал нести службу в ВВС. Вышел в отставку майор Бахаев в 1959 г Проживал в городе Богодухов (Харьковская область). Ушел из жизни 5 июля 1995 г.

    Кавалер орденов: Красного знамени, Ленина (четырежды), орденов Отечественной войны 1-й и 2-й степени, ордена Красной Звезды (дважды), имеет почетные наградные медали. Мемориальная доска Степана Антоновича была установлена в Липецке.


    Похожие статьи