• Психологические тесты для старшеклассников. Профориентация и самоопределение школьников и взрослых. навигатум. Тест «Волшебная математика»

    30.03.2024

    В мире широко применимы тесты, главная задача которых, - определение способностей и склонностей подростков и взрослых людей, помочь им определиться с истинным выбором их профессии. Такие профориентационные тесты могут применяться как во время процесса обучения в учебных заведениях, так и самостоятельно взрослыми людьми, решившими сменить место работы, свою профессию. Стоит отметить, что многие солидные компании используют различные виды профориентационных тестов во время отбора кандидатов на определенные должности. Случается и такое, что кандидаты даже не подразумевают, что их подвергли тестированию.

    Рассмотрим более детально, какие профориентационные тесты существуют для подростков, школьников и взрослых людей.

    Профориентационные тесты для старшеклассников

    1. «Профмастер». Тест рассчитан для прохождения как старшеклассников, так и абитуриентов. Он создан специалистами России. Тест состоит из двух частей. В методике в общем 110 вопросов. Опрашиваемому дается 30 минут на прохождение.
    2. «Эмоции – интеллект». Тест раскрывает детальную информацию об эмоциональных и интеллектуальных профессиях. Помогает определить, каким человеком является опрашиваемая личность, и к каким профессиям ей необходимо склоняться.
    3. «Профориентатор». Данное тестирование помогает ответить на вопрос о том, в какой профессии личностные ценности опрашиваемого будут наиболее ценны.
    4. «Гуманитарий – технарь». Позволяет определить доминирующую направленность (техническую или гуманитарную) в лице опрашиваемого индивида.
    5. «Психологическая готовность к ЕГЭ». Тестирование оценивает степень готовности к сдаче экзаменов в тестовом виде. Старшеклассник определяет свои слабые и сильные стороны. Тест занимает 50 минут.
    6. «Реки – метафоры». Главная цель данного теста – определение типа характера опрашиваемого, источников стресса, влияющих на личность, профессий, которые подходят и нет для старшеклассника.
    7. «Психогеометрия – выбор профессии». Вам предоставляется ряд фигур. Ваша задача – выставить их в определенном порядке. Порядок расположения фигур помогает определить главные и второстепенные черты характера, особенность поведения старшеклассника.

    Профориентационные тесты для подростков

    1. « ». Структура тестов определяет уровень выраженности интересов к конкретному виду профессиональной деятельности.
    2. «Матрица выбора профессии». Разработана московскими специалистами. Состоит из 2х вопросов и таблицы, которые позволяют выявить наиболее близкую к интересам подростка профессию.
    3. « (ОПГ)». Данный тест направлен на оценивание самооценки и способностей опрашиваемого. Определяется его склонность к одному из пяти видов профессий (человек-техника, человек-человек, человек - знаковая система, человек – природа, человек – искусство). Пройти данный профориентационный тест может как подросток, так и абитуриент.
    4. «Профориентационные ассоциации». Тестирование основывается на ассоциативной методике. Опрашиваемому необходимо дать определенные ассоциации на профессии. Таким образом тест помогает дать оценку профессиональной направленности человека.
    5. «Цель – средство – результат». В тесте исследуется особенность структуры подростковой деятельности.

    Профориентационные тесты для взрослых

    Итак, прохождение профориентационных тестов является важным шагом на пути к выбору профессии, в которую захочется вкладывать всю свою душу и сердце.

    Теоретические сведения

    Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

    ПРОФИТИП

    профориентационный тест Смирнова-Поливаева-Фаер
    на определение склонности к типу профессии

    для школьников средних и старших классов

    Цели :

    • Выявить приоритетный тип профессии тестируемого;
    • Выявить иные значимые профессиональные склонности и предпочтения тестируемого.

    Задачи :

    • Предложить ситуации и решения к ним таким образом, чтобы они однозначно трактовались в пользу одного из 5 типов профессий;
    • Предложить ситуации и решения к ним таким образом, чтобы они были понятны и в целом типичны для среднестатистического тестируемого;
    • Предложить ответы к ситуациям таким образом, чтобы они исключали двоякость выбора тестируемого;
    • Предоставить ответы к вопросам таким образом, чтобы избежать поверхностных профессиональных предпочтений тестируемого и выявления очевидных результатов;

    Ключевые характеристики теста "Профитип"

    • Валидный . Тест содержит 50 вопросов (кейсов), позволяющих достоверно определить выраженную склонность к типам профессий.
    • Кейсовый . Вопросы теста представляют собой кейсы - описание какой-либо типичной ситуации с набором готовых решений, каждое из которых само по себе «правильное» и требуется выбрать наиболее привычное. Кейсовый подход оптимален отсутствием социально-ориентированных ответов.
    • Разработанный для школьников . “ Профитип” не является адаптацией или переделкой взрослого теста, а специально создан для школьников - с ситуациями, наиболее характерными для среднестатистического городского подростка.
    • Гендерный . Для девушек и юношей часть вопросов отличаются. В тесте учтены гендерные особенности.
    • Визуализированный . Чтобы ученику хватило терпения честно ответить на 50 вопросов теста, мы сделали к каждому иллюстрацию. Иллюстрация дополняет кейс, делает его наглядным и понятым, упрощает восприятие. Тест становится интересно проходить.

    Нажмите на изображение, чтобы посмотреть интерфейс теста

    Общая характеристика теста:

    Профориентационный тест состоит из 50 вопросов ("кейсов") - по 10 вопросов к каждому из 5 типов профессий: Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника, Человек-Знаки и Человек-Природа. К каждому вопросу представлены 3 вариантов ответов. По содержанию ответы представляют собой наиболее частые модели поведения, присущие подросткам. Варианты ответов сформулированы таким образом, что исключены социально ориентированные ответы, в ответах отсутствует оценочная составляющая.

    В предлагаемом тесте все вопросы в большей степени ориентированы на городской тип тестируемого. Для сельских жителей будет дополнительное приложение к тесту.

    Время прохождения теста 20-25 минут.

    Сфера применения:

    Профориентационный тест ориентирован преимущественно на применение в возрастной категории от 12 до 16 лет. Обусловлено это тем, что именно в этот период формируется ориентировочная направленность ученика к конкретной профессиональной сфере. Поэтому так важно сопоставить на этом этапе подростковые “ХОЧУ” и “МОГУ”, чтобы методически грамотным образом предупредить возможные трудности в будущей профессии.
    Разумеется, помимо вышеуказанного, тест с равным успехом может использоваться и в других возрастных категориях.

    Структура методики:

    Тест устроен таким образом, чтобы не только выявить глубину заинтересованности тестируемого по отношению к определенному типу профессии, но и - самое главное - раскрыть те мысленные и эмоциональные процессы, которые вызывает ситуация вопроса. Потому что именно детали внутреннего отношения к проблеме могут охарактеризовать бессознательную, а значит истинную предрасположенность к конкретному типу профессии, что позволит получить более точные и достоверные результаты.

    Поскольку ситуации, предоставленные в тесте, в целом типичны и охватывают самые распространенные сферы жизни тестируемого, то отвечая на них, ему не надо фантазировать, то есть создавать некий образ поведения своего выдуманного “я” - он отвечает так, как уже ни раз поступал. Такой подход дополнительно обуславливает достоверность внутренних профориентационных мотивов тестируемого.

    Ответы к вопросам намеренно моделировались таким образом, чтобы избежать посторонних факторов, способных оказать влияние на выбор тестируемого. То есть выбор ответа делается, исходя из прямого отношения к поставленной ситуации, без учета настроения, личности главного героя вопроса, без альтернативы дополнительных мотивов и стимулов и т.д. Это позволяет избежать двоякости трактовки выбора тестируемого, что в разы увеличивает соответствие результатов теста поставленным целям.

    Помимо всего, к каждому вопросу прилагается иллюстрация ситуации для того, чтобы тестируемому было легче понять содержание вопроса, а также, так несомненно интереснее будет участвовать в тестировании.

    Предоставление результатов:

    Результаты рассчитываются по специально разработанной формуле, в которой учитывается обычные ответы и ответы по ключевым вопросам, то есть тем вопросам, которые прямо и категорично определяют тестируемого к конкретному типу профессии. Показатель ответа на такие вопросы увеличивается.

    По окончании теста его итог тут же предоставляются тестируемому в виде визуального изображения и процентного соотношения. Тест “ Профитип” с высокой степенью достоверности определяет склонность к типу профессии.

    Дополнением к тесту является игра «Профи Плюс », формирующая навык типирования профессий и анимационный сериал «Калейдоскоп Профессий », знакомящий школьников с профессиями всеми типов.

    ПРОФИТИП ПЛЮС

    на определение и сравнение личных качеств с востребованными

    для старшеклассников, абитуриентов, студентов, соискателей и сотрудников

    Тест "Профитип Плюс" представляет собой настраиваемый модуль для проведения тестирования абитуриентов, студентов, соискателей или сотрудников на соответствие предъявляемым профессионально важным качествам и требованиям. В основе теста - большой "движок" готовых кейсов на определение личных качеств и их соотношения с профессионально важными качествами. В качестве подключаемых модулей - сравнение психологических особенностей; карты мотиваций и другие.

    Тест "Профитип Плюс" адаптируется под задачи конкретного учебного учреждения (колледжа или ВУЗа) или предприятия-работодателя. С помощью теста производится сравнение личных качеств тестируемого с востребованными профессионально важными качествами предлагаемых специальностей или вакансий.

    По результатам теста определяются наиболее подходящие специальности (для учебных учреждений) или степень соответствия требованиям вакансии.

    Тест "Профитип Плюс" может использоваться в системе "управляемой профориентации" для поиска потенциальных сотрудников среди школьников и студентов, оптимальных для конкретного вида деятельности.

    Тест настраивается под заказ конкретного учреждения. Вы можете оставить заявку .

    ОПРОСНИК-НАВИГАТОР "ВСЕУМЕЛ"

    (модуль для предпенсионеров)

    Существует много видов деятельности, которой могут заняться люди в возрасте 50+. Одни типы работы подходят им больше, другие меньше. Мы исследовали все варианты и подготовили электронный опросник-навигатор. Он учитывает биографические данные (образование, опыт, склад ума - гуманитарный/технический), а также цели (полная занятость, частичная и т. д.) помогает быстро сориентироваться в возможностях рынка труда.

      Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо. Ты:
      А) Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения;
      Б) Перестанешь с ним общаться, и будешь избегать встреч.

      Когда ты входишь в автобус, тебя грубо толкают. Ты:
      А) Громко протестуешь;
      Б) Молча пытаешься пробраться вперёд;
      Е) Ждёшь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам.

      Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения. Ты:
      Б) Не высказываешь свою точку зрения, так как всё равно не сможешь его переубедить;
      Д) Отстаиваешь свою точку зрения, пытаясь доказать свою правоту.

      Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Ты:
      Б) Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание;
      Д) Без колебаний направляешься в первый ряд;
      Е) Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом всё-таки проходишь на свободное место.

      Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах?
      Д) Да;
      Е) Нет.

      Трудно ли тебе вступить в разговор с незнакомыми людьми?
      Д) Да;
      Е) Нет.

      Ты купил вещь, бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку?
      Б) Нет;
      В) Да.

      8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты?
      Д) Нет;
      Е) Да.

      Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от её исполнения?
      Б) Нет;
      В) Да.

      У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. Ты:
      Д) Используешь эту возможность;
      Е) Не используешь.

      11. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Ты:
      Б) Под любым предлогом отказываешься;
      В) Звонишь без колебаний;
      Е)
      Собираешься с духом и звонишь.

      Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Ты:
      Б) Молча переживаешь;
      Г) Споришь с учителем по поводу этой оценки.

      Ты не понимаешь объяснений учителя. Ты:
      Б) Не будешь задавать вопросов учителю;
      В) Спокойно попросишь объяснить ещё раз;
      Г) Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков.

      Ты пришёл в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Ты:
      Б) Терпишь шум, а потом ругаешься с ними;
      В) Просишь их перестать разговаривать;
      Е) Молча терпишь.

      Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается пролезть перед тобой. Ты:
      Б) Глотаешь обиду и молчишь;
      Д) Даёшь отпор.

      Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который(ая) очень нравиться?
      Б) Очень трудно;
      В) Легко;
      Г) Очень трудно начать, потом легче.

      Ты идёшь на рынок. Легко ли тебе торговаться?
      А) Да;
      Б) Нет.

      Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступить перед классом?
      Б) Да;
      Д) Нет.

      Тебя хвалят перед классом. Ты:
      Б) Не знаешь, что сказать в ответ;
      Д) Благодаришь за похвалу;
      Е) Спокойно воспринимаешь благодарность.

      При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен?
      А) Устный;
      Б) Письменный;
      В) Мне всё равно, какой экзамен сдавать.

    Результаты теста.

    А – 3 балла, Б – 0 баллов, В – 5 баллов, Г – 2 балла, Д – 4 балла, Е – 1 балл.

    Подсчитайте общую сумму.

    • 12 баллов – сильная неуверенность в себе.
    • 12–32 балла – низкая уверенность в себе.
    • 33–60 баллов – средний уровень уверенности в себе.
    • 61–72 балла – высокая уверенность в себе.

    Более 72 баллов – очень высокий уровень уверенности в себе.

    II. Тест «Характер»

    Отвечайте на вопросы «Да» или «Нет»

    1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
    2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?
    3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?
    4. Вам неприятно, когда незнакомый человек на улице говорит вам «ты»?
    5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?
    6. Часто ли вы принимаете лекарство?
    7. Вам надоедает ходить в один и тот же магазин за продуктами?
    8. Тяготят ли вас общественные обязанности?
    9. Способны ли вы ждать опаздывающего человека более пяти минут?
    10. Способны ли вы ждать телефонный звонок, не проявляя беспокойства?
    11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести?
    12. Часто ли меняется ваша фигура?
    13. Можете ли вы с улыбкой воспринимать подшучивание друзей?
    14. Нравится ли вам жизнь вашей семьи?
    15. Злопамятны ли вы?
    16. Раздражают ли вас изменения в природе или «у природы нет плохой погоды»?
    17. Случается ли вам с самого утра быть в плохом настроении?
    18. Раздражает ли вас современная живопись, музыка и песни?
    19. Надоедает ли вам присутствие в доме чужих людей?

    Обработка результатов.

    Поставьте себе по одному баллу за каждый отрицательный ответ на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18.

    Поставьте себе по одному баллу за каждый положительный ответ на вопросы: 3, 9, 10, 13, 14, 19.

    Подсчитайте баллы.

    • Если вы набрали больше 15 баллов, то с вашим характером можно жить хорошо. Вы покладисты, люди, которые рядом с вами, могут радоваться. Вы доброжелательны и тактичны, рядом с вами не бывает неловкости.
    • Если вы набрали от 8 до 15 баллов, то у вас ещё не всё потеряно. В вашем характере есть недостатки, но много и достоинств. Вам только нужно не поскупиться раскрыть свои достоинства. Хотя это для вас достаточно непросто. Вы боитесь потерять свой авторитет в глазах окружающих.
    • Если вы набрали меньше 8 баллов, вашим родным и близким, друзьям не позавидуешь. Рядом с вами по жизни идут ссоры и конфликты, которым вы не можете противостоять из-за своего характера. Характер характером, но можете ведь и у разбитого корыта остаться.

    III. Тест «Умеешь ли ты ухаживать за больным?»

      Нормальная температура человеческого тела составляет …
      А) 36,4°С;
      Б) 36,9°С;
      В) 36,6°С.

      При повышенной температуре человеку следует давать …
      А) больше питья;
      Б) больше еды;
      В) больше лекарств.

      Если в доме нет лекарств, то температуру можно снизить …
      А) положив холодный компресс на лоб больного;
      Б) выпустив больного на свежий воздух;
      В) переместив больного поближе к холодильнику.

      Если лекарство нужно принимать за полчаса до еды, а завтрак будет в 9 часов 15 минут то, во сколько больному стоит дать лекарство?
      А) в 8 часов 50 минут;
      Б) в 8 часов 55 минут;
      В) в 8 часов 45 минут.

      Признаками пищевого отравления являются…
      А) повышенная температура;
      Б) головная боль;
      В) тошнота, рвота, диарея.

      Если термометр для измерения температуры нечаянно разбился, то следует…
      А) выбросить стеклянные осколки;
      Б) быстро и тщательно собрать шарики ртути в закрытую тару и выбросить их;
      В) не обращать внимания.

    1 2 3 4 5 6
    а 1 3 3 1 2 2
    б 2 1 2 2 1 3
    в 3 2 1 3 3 1
    • Если ты набрал 6–9 очков, то самостоятельный уход за больным покажется тебе делом трудным и хлопотным. Придётся постоянно обращаться за посторонней помощью.
    • Если сумма твоих очков от 10 до 14, то при желании ты можешь стать неплохой сиделкой близкому человеку. Стоит лишь быть немного внимательнее к советам взрослых.
    • Если ты набрал 15–18 очков, можно сказать, что ты надёжная, почти профессиональная сиделка. Твоему подопечному будет уютно, тепло и приятно болеть рядом с тобой. Может быть, в будущем тебе стоит подумать о карьере медицинского работника или даже врача?

    IV. Методика Кроуна-Марлоу «Шкала социальной желательности»

    Инструкция для старшеклассников: «Внимательно прочитайте каждое из приведённых ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то – «нет»

    1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть её в библиотеку.
    2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
    3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
    4. Дома я веду себя за столом так же, как и в столовой.
    5. Я никогда ни к кому не испытываю антипатии.
    6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
    7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
    8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
    9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
    10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
    11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
    12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
    13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали, по-моему.
    14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
    15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
    16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
    17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
    18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
    19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
    20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

    Ключ для обработки результатов:

    За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл.

    Ответы «Да» – на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.

    Ответы «Нет» – на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

    Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов.

    Интерпретация: Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о неприятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.

    Тест «Умеем ли мы правильно слушать»

    1 - никогда так не поступаю;

    2 - редко поступаю;

    3 - почти всегда;

    4 - всегда.

    1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

    2. Умею ли я обнаруживать скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

    3. Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

    4. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?

    5. Записывая сообщение, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

    6. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

    7. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным или когда лично недолюбливаю собеседника?

    8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?

    9. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

    10. Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

    Подсчитайте сумму баллов:

    32 и более баллов - вы - идеальный слушатель;

    27-31 балл - слушатель выше среднего уровня;

    22-26 баллов - нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать;

    21 и менее баллов - многие сообщения воспринимаете в искаженном виде, предвзято, не вникая в смысл.

    Можно обсудить наиболее типичные результаты для всего класса в целом. Для этого на доске обозначить четыре группы по результатам опроса и записать количество учащихся, попавших в каждую из этих групп.

    Тест «Мой оптимизм»

    Уверенность в себе— основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать.

    Ф. Шиллер

    Чувство уверенности в себе и своих силах, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть жизнь в светлых тонах выгодно отличают оптимиста. Главное - он уверен в том, что способен многое изменить в жизни в лучшую сторону.

    Для пессимиста характерно постоянно подавленное настроение, отсутствие уверенности в своих силах и, как следствие, нет никакого желания что-либо изменять ни в своей собственной жизни, ни в жизни окружающих его людей.

    Проверим уровень вашего оптимизма. Внимательно читая приведенные ниже утверждения и варианты ответов, в бланке для ответов напротив номера каждого утверждения поставьте букву, совпадающую с вариантом, характерным именно для вас.

    Затем мы расшифруем эти буквы, присвоив каждой из них и соответствии с ключом теста определенное количество очков, а по сумме этих очков определим уровень вашего оптимизма.

    Утверждения:

    1. О чем думаете вы утром, только что проснувшись:

    а) о занятиях, которые вы любите больше всего;

    б) о предстоящих делах, которые вам не нравятся;

    в) о симпатичном и близком для вас человеке;

    г) о человеке, который вам неприятен.

    2. Во время завтрака вы обычно:

    а) не торопитесь, спокойно сервируете стол;

    б) ворчите, что не хватает времени, что опять не выспались;

    в) любите поговорить с близкими;

    г) спешите поесть, гак как постоянно опаздываете.

    3. При первой встрече с незнакомым человеком вы:

    а) сразу же доверяете ему;

    б) ждете, когда он вас о чем-то спросит;

    в) с интересом наблюдаете за ним;

    г) сами начинаете разговор.

    4. Если вы замечаете, что вас кто-то разглядывает (в театре, кино, на улице...):

    а) прежде всего вам кажется, что в вас есть что-то смешное;

    б) вам это приятно;

    в) смотрите на себя в какую-нибудь витрину, зеркало;

    г) не обращаете внимания.

    5. Если вы ищете адрес в незнакомом районе (городе), то:

    а) предпочитаете обратиться сразу в справочное бюро;

    б) будете расспрашивать знакомых;

    в) попытаетесь найти самостоятельно;

    г) все время будете бояться, что не сможете найти сами.

    6. Начиная учебный день, вы:

    а) надеетесь, что он будет успешным;

    б) ждете, чтобы занятия быстрее закончились;

    в) радуетесь возможности увидеть своих друзей;

    г) надеетесь, что в этот день у вас не будет неприятностей.

    7. Если вы проигрываете в какую-либо игру, то:

    а) это вас расстраивает и вы думаете: «Для меня это плохой день»;

    в) считаете, что игра есть игра - кто-то должен проигрывать, так почему не вы;

    г) пытаетесь придумать способ выигрывать.

    8. Когда вы ссоритесь с симпатичным для вас человеком, то:

    а) боитесь, как бы не поругаться с ним окончательно;

    б) относитесь к этому спокойно, и в этом есть свой смысл;

    в) считаете, что наверняка вы быстро помиритесь и все будет в порядке;

    г) считаете, что слишком «гладкие» отношения скучны.

    9. Ожидая результатов медицинского осмотра, вы:

    а) боитесь, как бы у вас не нашли чего-то серьезного;

    б) знаете, что врач вам все равно не скажет правду;

    в) думаете, раз у вас ничего нет, то чего же вам бояться;

    г) думаете, что каждому лучше вовремя узнать всю правду.

    10. Принимая решение, вы рассчитываете:

    а) на везение и удачу;

    б) только на себя самого;

    в) на то, чтобы «избежать встречи с черной кошкой»;

    г) на судьбу.

    Бланк для ответов

    Фамилия, имя Дата

    Номер утверждения

    Ответ (буква)

    Обработка результатов

    С помощью приведенного ключа найдите свой результат. Для этого нужно все обозначенные вами буквы вариантов ответа перевести в соответствии с ключом в цифры и найти их сумму.

    Ключ к тесту

    Интерпретация результатов и психотехнические упражнения

    11-17 очков . Вы почти неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то делать с собой!

    Вы все время слышите внутренние голоса, которые убеждают вас в том, что жизнь скучна, люди не стоят того, чтобы на них обращать внимания и т. д. Даже принятие мало-мальски важного решения сопровождается борьбой различных внутренних голосов, которые советуют совсем противоположное. Один говорит, например: «Не ходи сегодня гулять, на улице холодный ветер, можешь простудиться и заболеть». Другой голос уговаривает: «Пойди погуляй, свежий воздух очень полезен для здоровья!»

    Этот диалог может продолжаться бесконечно долго, и, как правило, вы поддаетесь уговорам первого голоса и остаетесь дома. Научитесь принимать более оптимистическое решение. Причем это нужно делать как можно быстрее, на первых же минутах этого внутреннего диалога. И если вы приняли решение, значит, нужно действовать в соответствии с ним, например, идти гулять па улицу.

    18-24 очка. Хотя время от времени у вас появляются какие-то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берет верх в вашем настроении. Постарайтесь радостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.

    На большом листе составьте список «Мои достоинства» и поместите его на видном месте. Регулярно (сначала один раз в день, затем реже) дополняйте перечень своих достоинств. Для этого нужно очень тщательно изучать себя, свои особенности, пытливо всматриваться в свои привычки, поступки.

    Если сами не можете найти у себя очередное достоинство, обратитесь сначала к самым близким людям, тем, кому вы особенно доверяете и чье мнение для вас значимо. Они вам помогут найти ваши достоинства. Такой же вопрос можно (и наверное, через какое-то время нужно) задать самым разным людям. Все то доброе и хорошее, что они о вас будут говорить, включайте в список «Мои достоинства».

    25-30 очков . У вас очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться до конца и от пессимистических настроений.

    При возникновении первых признаков пессимистического настроения начинайте хвалить себя за каждую мелочь: «Я хороший, я очень хороший». И так каждый раз, когда в этом будет необходимость.

    31-41 очко. У вас четкие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм. Вы оптимист от рождения. И вы правы! Но это ваше качество в известной мере мешает вам исправлять свои ошибки. А жаль!

    Развивайте в себе привычку анализировать свой оптимизм. Что происходит, что при этом чувствуют окружающие, не мешает ли ваша энергия другим и т. д.? Чаще задавайте себе подобные вопросы. А когда наберется два-три десятка ответов, посмотрите, какие из причин встречаются чаще.

    Теперь остается самое главное - исключить причины, по которым ваше настроение и оптимизм мешают окружающим. Постарайтесь не попадать в те ситуации, которые приводят к возможным конфликтам.

    42-49 очков . Это уже не оптимизм, а необузданное легкомыслие. Вам нужно подумать над своим отношением к жизни.

    Попробуйте войти в образ, например, флегматичного, спокойного человека, который все видел, все знает, и прожить в этом образе несколько часов подряд. Как бы вам трудно ни было, какие бы поводы и причины не возникали, вам нельзя выходить из образа.

    Реагируйте на происходящее так, как бы реагировал ваш герой - флегматик. Сначала спокойно обдумайте, что, собственно, произошло, соберите дополнительную информацию для принятия необходимого решения, отложите его еще на некоторое время (вдруг что-то еще произойдет), а только потом действуйте.

    Комментарий. Перечень утверждений данного теста открыт для дополнений, особенно непосредственным образом связанных с жизнью самих школьников. Сам процесс обсуждения имеющихся утверждений и возможных ответов является хорошей диагностикой действительного отношения ребят к реалиям современной жизни.

    Во время дискуссии следует подчеркнуть, что сегодня действительно трудно оставаться оптимистом, но только такое отношение к жизни поможет преодолеть те трудности, которые испытывает почти каждый человек.

    Тест «Мой творческий потенциал»

    Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц.

    Г. Селье

    Человек по своей природе творец, находящийся в постоянном поиске новых путей преобразования окружающего мира. Но каков творческий потенциал у каждого из нас?

    Предлагаемый тест поможет ответить на этот вопрос. На каждый вопрос теста нужно выбрать только один вариант ответа и записать па бланке для ответов соответствующую букву.

    Вопросы:

    1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть значительно улучшен?

    а) да; 6) нет; в) только кое в чем.

    2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в изменении окружающего мира?

    а) да; б) нет; в) в некоторых случаях.

    3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей ускорили бы прогресс в той сфере деятельности, которой вы занимаетесь?

    б) да, но лишь при благоприятных обстоятельствах;

    в) лишь в некоторой степени.

    4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

    а) наверняка; б) маловероятно; в) возможно.

    5. Когда вы решаете предпринять что-нибудь, думаете ли вы, что осуществите свое начинание?

    а) да; б) нет, в) да, иногда.

    6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно пе знаете?

    б) неизвестное меня не интересует;

    в) все зависит от характера этого дела.

    7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

    б) удовлетворюсь тем, чего успел добиться;

    в) да, но только если мне это нравится.

    8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

    а) да, конечно;

    б) нет, хочу научиться только самому основному;

    в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.

    9. Когда вы терпите неудачу, то ваши действия:

    а) какое-то время упорствую, вопреки здравому смыслу;

    б) махну рукой на эту затею;

    в) продолжаю делать, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

    10. Исходя из чего вы будете выбирать профессию?

    а) из своих возможностей, перспектив для себя;

    б) из нужности профессии;

    в) из преимуществ, которые она обеспечит.

    11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

    в) да, но только там, где местность мне понравилась.

    12. Сразу после беседы можете ли вы вспомнить все, о чем говорилось?

    а) да, без труда;

    б) всего вспомнить не могу;

    в) запоминаю только то, что меня интересует.

    13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, можете ли вы повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения?

    а) да, практически без затруднений;

    б) да, если это слово легко запомнить;

    в) могу повторить, но не совсем правильно.

    14. В свободное время вы предпочитаете:

    а) остаться наедине, поразмышлять;

    б) быть в компании,

    в) быть одному или в компании - мне безразлично.

    15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие тогда, когда:

    а) дело закончено и кажется мне отлично выполненным;

    б) я более или менее доволен результатом;

    в) дело еще не закончено.

    16. Когда вы один, ваши действия:

    а) люблю мечтать об абстрактных делах;

    б) любой ценой пытаюсь найти себе конкретное занятие;

    в) иногда люблю помечтать, но о вещах, которые связаны с моей учебой.

    17. Когда какая-то идея захватывает вас, вы думаете о ней: а) независимо от того, где и с кем я нахожусь;

    б) только когда я один;

    в) только там, где не слишком шумно.

    18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, ваши действия:

    а) могу отказаться от нее, если выслушаю убедительные аргументы оппонентов;

    б) останусь при своем мнении, независимо от аргументов оппонентов;

    в) буду сомневаться в аргументах оппонентов.

    Бланк для ответов

    Фамилия, имя Дата

    Номер вопроса

    Номер вопроса

    Общая сумма баллов: _____________

    Обработка результатов

    За каждый вариант ответа «а» вы получаете 3 очка; за ответ «б» - 1 очко и за ответ «в» - 2 очка.

    Интерпретация результатов

    23 очка и меньше. Ваш творческий потенциал, к сожалению, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя?

    Вам нужно поверить в свои силы и знания, в свои способности и талант. Поверьте, что на свете нет неталантливых людей У каждого человека есть задатки таланта, его нужно только обнаружить. Для того чтобы это произошло, ищите свой талант, начинайте различные дела, пробуйте себя в разных сферах деятельности. И вы обязательно найдете свой талант, свое место, Себя.

    От 24 до 28 очков. У вас неплохой творческий потенциал, но есть и проблемы, которые тормозят продвижение вперед.

    Если вы захотите - вы добьетесь успеха, только для этого вам нужно глубже понять себя, разобраться в том, что вас особенно привлекает, найти ту сферу деятельности, в которой вы сможете максимально проявить свой талант. Чаще задавайте себе вопрос: «Мое ли это дело?»

    29 очков и более . У вас значительный творческий потенциал. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то добьетесь больших успехов.

    Вам повезло, так как вы уже знаете, в чем ваш талант и где вы можете проявить свои способности. Но перед вами трудная задача - сохранить и развить то, что вы имеете. Поэтому постоянно совершенствуйте свою память, приобретайте новые знания, творите и выдумывайте новое.

    Анкета для старшеклассников

    Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и старшекурсников в коллективе, а также динамику его развития.

    Ход проведения

    Респондентам предлагается ответить на следующие вопросы:

    1. Кого из взрослых следует пригласить в поход?

    2. Кто для вас служит нравственным примером:

    а) товарищи;

    б) родители;

    в) учителя;

    г) герои книг;

    д) выдающиеся спортсмены;

    е) участники молодежных ансамблей;

    з) допишите _________________.

    3. В каких областях жизни студенты вашего учебного заведения обладают реальными правами:

    а) в совершенствовании учебного процесса;

    б) в организации досуга;

    в) в контроле за качеством знаний;

    г) в поощрении;

    д) в организации воспитательной работы;

    ж) допишите _________________.

    4. Где вы можете наиболее полно выразить свою личность (где Вам интереснее всего, где вас ценят, понимают):

    а) в учебной работе;

    б) на занятиях в кружках;

    в) в компании друзей;

    г) в общественной работе;

    д) в производственном обучении;

    е) в проведении досуга;

    ж) в семье;

    5. С кем Вы можете быть откровенными:

    а) ни с кем;

    б) с ребятами из нашей компании;

    в) с директором учебного заведения;

    г) с товарищами по группе;

    д) с родителями;

    е) с руководителем кружка, секции, клуба;

    ж) с бабушкой или дедушкой;

    з) с классным руководителем;

    и) со старым знакомым; к) с любимым человеком; л) с преподавателем;

    м) допишите _________________.

    6. Как бы вы поступили, если педагог, по вашему мнению, несправедливо обидел вас:

    а) промолчу;

    б) отвечу дерзостью;

    в) обращусь к родителям за поддержкой;

    г) обращусь к товарищам за поддержкой;

    д) спокойно попытаюсь доказать свою правоту;

    е) пожалуюсь администрации;

    ж) при случае отомщу;

    з) обращусь к руководителю группы;

    и) обращусь к педагогу, которому доверяю;

    к) попрошу поставить мой вопрос на групповом собрании;

    л) допишите _________________.

    7. В каких делах педагоги учебного заведения «на равных» участвуют с обучающимися?

    8. Допишите фразы:

    «Мне хочется идти в техникум, когда...»; «Мне не хочется идти в техникум, когда...»;

    «Образцом нравственного отношения к людям в нашем техникуме является...»;

    «Отношения преподавателей и студентов в пашем техникуме можно назвать...».

    9. Какие системы отношений в школе надо совершенствовать:

    а) преподаватель - студент;

    б) преподаватели - преподаватели;

    в) преподаватели - администрация;

    г) преподаватели - родители;

    д) родители - студенты;

    е) студенты - студенты;

    ж) администрация - студенты.

    10. К кому вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?

    11. Какие дела в учебном заведении, по вашему мнению, могут решаться:

    а) одними преподавателями;

    б) совместно преподавателями и студентами;

    в) самостоятельно студентами.

    12. В коллективе работников нашего учебного заведения преобладают отношения:

    а) враждебные;

    б) недружеские;

    в) деловые;

    г) групповые;

    д) ты - мне, я - тебе;

    е) сложные;

    ж) всякие;

    з) дружеские;

    и) допишите _________________.

    Похожие статьи